После теракта в Беслане россияне начали скупать оружие
После теракта в Беслане из разных регионов России стали поступать данные о том, что граждане более активно покупают разрешенные средства самозащиты, а заодно и пишут заявления в органы внутренних дел с просьбой разрешить покупку охотничьего оружия и оружия самообороны.
Госдума уже в сентябре примет поправки, ужесточающие оборот боевого оружия и взрывчатых веществ, но они коснутся только спецведомств. При этом многие депутаты все чаще говорят, что в России пора либерализовать рынок оружия: если власть плохо защищает граждан, то пусть даст им право защищаться самим, пишут «Известия».
«Получается, что народу российскому выпала роль жертвенных баранов. Боевики не берут в заложники милиционеров в их «дотах», а идут туда, где собрался беззащитный народ. И государство не может защитить нас от этого, — приводит газета письмо Юрия Доценко из Сочи. — И дело даже не в том, что к каждому гражданину нельзя приставить по охраннику. Дело в другом — нет государственной системы, которая бы работала на охрану общества. Думаю, выход один — разрешить свободное ношение оружия. Пусть граждане сами защищают себя и своих детей. Боевики наверняка бы не сунулись в школу Беслана, зная, что у каждого родителя может быть в кармане пистолет».
Общество в России вооружается — это факт, пишет газета. Граждане собирают справки в поликлиниках, у психиатров и наркологов, несут вступительные взносы в охотничьи общества или покупают «корочки» сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП). Все это делается для одного: легально иметь и хранить огнестрельное оружие, чтобы защитить свой дом, семью и себя самого.
При этом многие, чье правосознание размыто — а таких людей в коррумпированном государстве все больше, — просто покупают на черном рынке боевые стволы, послушно выкладывая по 1000 долларов за простой и почти не имеющий отдачи при стрельбе «макаров» и по 1,5 тыс. долларов за надежнейший ТТ.
Часть экспертов поясняет снова возросший интерес граждан к оружию начавшимся в сентябре охотничьим сезоном, другие говорят о том, что это — сознательная реакция на террор и действия спецслужб, сплошь и рядом ошибочные, приводящие к трагическим последствиям. В Госдуме вновь заговорили о том, что, возможно, стоит вернуться к вопросу легализации некоторых видов огнестрельного оружия, сейчас доверенного только силовым структурам.
Год назад — 17 сентября 2003 года, Госдума уже обсуждала законодательную инициативу Калининградской облдумы, которая предлагала смягчить закон. Тогда депутаты привели массу аргументов «против», пишут «Известия». Главный из них — пресловутый менталитет русского человека, которому, мол, только дай, так он «с пьяных глаз» всех вокруг перестреляет.
Подобное мнение сторонникам легализации оружия опровергнуть сложно. Ведь они в первую очередь говорят о том, что, приобретая оружие, гражданин одновременно приобретает ответственность. Если чиновник априори считает каждого безответственным (а то и потенциальным убийцей), доказать обратное ему невозможно.
У МВД есть и свои — менее возвышенные — причины для того, чтобы быть постоянным ограничителем права граждан на самооборону. «Принятие законопроекта повлечет необходимость изменить установленный порядок регистрации в органах внутренних дел и порядок работы лицензионно-разрешительной системы МВД», — вырвалось у одного из депутатов-«силовиков» при обсуждении.
Итогом того, годичной давности, обсуждения стало разрешение иметь огнестрельное оружие самим депутатам. А легализацию тогда поддержали всего 6 членов палаты, сообщает газета.
Госдума готова принять «технические» поправки в законы об оружии
Поправки, которые на днях внесет Госдума в законодательный блок, посвященный обороту оружия, не коснутся гражданского оружия и вопроса облегчения (или ужесточения) его купли-продажи, заявили «Известиям» в нижней палате парламента. Они будут посвящены так называемым «техническим» вопросам: созданию единой базы учета украденного или потерянного подразделениями Минобороны и МВД оружия — сейчас такой единый учет отсутствует.
«Сейчас эти пробелы в учете осложняют розыск преступников, в том числе членов бандформирований, которые использовали неучтенное оружие», — пояснили в Думе.
Кроме того, возможно, закрепят законом создание единой компьютеризированной системы гильзотек — для облегчения расследования преступлений, где применялось огнестрельное оружие.
Возможно, будут и другие поправки, которые ужесточат ответственность сотрудников силовых ведомств за утрату оружия и усилят контроль за оборотом «легальной» взрывчатки — той, что продается для строительных работ, геологоразведки, добычи различных руд и полудрагоценных камней в шахтах и карьерах.
Но депутаты не считают, что все эти изменения дадут обществу ощущение защищенности от террора: «законы могут облегчить работу, могут осложнить. Но подменить ее они не могут — отсутствие работы не заменишь самыми совершенными законами».
«Если в Беслане мужчины и женщины имели бы легальное оружие, то просто было бы больше крови, — считает депутат Гудков. — Террористы просто больше мужчин бы положили, по-другому реагировали бы на резкие движения. Да много есть способов. Никак гражданам легализация оружия справиться с террором не поможет. Просто у нас половина людей — равнодушные. Это не Франция, где за двух журналистов вся страна встает. Просто нет у нас гражданского общества».
В Москве все более популярными становятся бесствольные пистолеты
Вернувшись из отпусков, москвичи потянулись к оружию, пишет газета. По словам Александра, менеджера оружейного магазина «Защита», в день уходит по 2-3 серьезных охотничьих ружья, на покупку которых требуется лицензия. Газовые баллончики, ножи и пистолеты — без счета.
Большим спросом пользуются копии автомата Калашникова, для полного сходства снабжаемые деревянными накладками, или помповое ружье Ремингтон — идеальные средства для ближнего боя с небольшой группкой террористов либо просто грабителей. Чаще всего достаточно просто показать «технику» — звук затвора производит должное впечатление.
Настоящий хит сезона — бесствольный пистолет. Получить разрешение на него не сложнее, чем на газовое оружие. А в критической ситуации он оказывается намного практичнее любого газового пистолета, пишет газета.
«Газовое оружие уже давно отжило свой век, — объяснил «Известиям» консультант магазина «Оружейный двор» Кирилл Коняев. — Времена, когда люди в погоне за красотой покупали точные копии «Стечкина» или «Макарова», давно прошли. Сейчас москвичи задумываются о реальной безопасности, а газовое оружие этого обеспечить не может. Помповые и гладкоствольные ружья с собой на работу не возьмешь, а бесствольные пистолеты легко могут поместиться в дамской сумочке».
Разрешения на оружие выдают органы лицензионно-разрешительной работы ГУВД Москвы. Их подразделения есть в каждом районе столицы. Достаточно написать заявление, снабдить его справками из наркологического и неврологического диспансера, сдать мини-экзамен на умение передергивать затвор и через несколько недель можно отправляться в магазин. Как утверждают осведомленные граждане, за 150-200 долларов можно сократить процедуру до одного дня.
Вооруженные пулеметами и двустволками граждане Беслана могли спровоцировать штурм
Вооруженное двустволками и пулеметами гражданское население Беслана, скорее всего, и спровоцировало штурм школы номер 1, отмечают «Известия». На вопросы о том, как гражданские вооруженные люди прошли через «двойное кольцо оцепления» и почему им позволили там остаться, так никто и не ответил. Уже после трагедии правоохранительные органы заинтересовались, откуда столько оружия у бесланских мужчин.
«Начата проверка, ею занимается специальная московская комиссия, — заявил начальник лицензионно-разрешительного отдела МВД Северной Осетии Казбек Бирагов. — Ее представители посещают дома жителей Беслана, зафиксированных с оружием в руках 3 сентября операторами телекомпаний. На этот день проверены девяносто процентов горожан, попавших на телеэкраны. У всех оружие оказалось охотничьим, зарегистрированным по всем правилам. Звучали предложения оштрафовать их «за превышение полномочий». Вопрос оказался настолько острым, что его обсуждали на уровне правительства республики. Решили все же не штрафовать, слишком уж беспрецедентна была ситуация. Люди были в отчаянии: их детей убивают…»
Казбек Бирагов подтвердил, что нелегальное оружие у жителей республики имеется тоже, и в приличных количествах. Об этом свидетельствуют результаты акции по сдаче в милицию нелегальных стволов. Только за минувшее лето жители республики принесли в подразделения МВД 30 автоматов, 35 пулеметов, 100 гранатометов, 600 гранат, 480 килограммов взрывчатки. Однако сразу после событий в Беслане сдача стволов прекратилась, что может быть связано с усилившимися опасениями граждан за свою жизнь, отмечают «Известия».
*