Японская Suzuki Motor Corporation рассматривает возможность строительства в татарстанском городе Елабуге завода по производству малолитражных автомобилей. Этот проект, как сообщила пресс-служба Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, обсуждался на днях в Японии на встрече руководства Suzuki с представителями Приволжского федерального округа. Но этому сообщению удивились в Елабуге, где действительно есть автозавод с пустующими площадями — ЕлАЗ. Его представители заявляют, что ведут переговоры не с японцами, а с корейцами.

«Наших представителей в Японии не было, и в переговорах с руководством Suzuki, если таковые и проходили, они не участвовали, — заявили вчера корреспонденту «Известий» в дирекции Елабужского автозавода. — Получается как в поговорке — «без меня меня женили».

Между тем еще месяц назад замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин объявил, что новое производство может быть открыто на площадке ЕлАЗа. «Нам эта площадка представляется наиболее реальной для создания производства специалистами из Южной Кореи», — заметил г-н Сорокин. По его мнению, на площадке этого завода существуют все необходимые инженерные коммуникации и подъездные пути. И представители автомобильного бизнеса из Южной Кореи, по словам Николая Сорокина, проявляют интерес к Елабуге.

Директор департамента внешних связей ЕлАЗа Равиль Талипов сообщил «Известиям»: «Мы в течение нескольких последних лет ищем инвестора, иностранного стратегического партнера, который наладит сборку своих легковых автомобилей на нашей промышленной площадке — либо в рамках СП, либо по лицензии, — и поддерживаем контакты с различными автомобильными фирмами. Так, в феврале к нам с ознакомительным визитом приезжали представители южнокорейской Hyundai, но никаких соглашений за этим не последовало».

Примечательно, что на будущий год запланировано акционирование ЕлАЗа. Завод, как сообщили «Известиям» в Министерстве земельных и имущественных отношений Татарстана, сначала будет преобразован в открытое акционерное общество со 100-процентной собственностью государства. Предполагается, что долю в новом ОАО предложат стратегическому инвестору.

ЕлАЗ за свою короткую историю, которая ведет отсчет с июля 1985 года, сделал несколько крутых поворотов, но так и не приступил к главному делу — выпуску собственных авто. Девять лет назад здесь было создано совместное с General Motors предприятие «Корпорация ЕлАЗ — GM». Собранный в Елабуге из привозных комплектующих джип Chevrolet Blazer остряки тут же окрестили «шурале-блейзером». Этот внедорожник кому-то напомнил сказочного лесного духа Шурале с защемленной в бревне рукой. «Корпорация ЕлАЗ — GM» пыталась собирать и двухлитровые седаны Opel Vectra из германских комплектующих. Но отверточная сборка обоих авто была прекращена в конце 2000 года. Мотив простой: ограниченность рынка сбыта иностранных автомобилей в России.

В результате ЕлАЗ вынужден специализироваться на выпуске инструментов, станочных приспособлений, запчастей к автомобилям, выполняет заказы городских и сторонних организаций. А с 2002 года начал сборку колесных тракторов «Беларусь» по лицензии Минского тракторного завода.

• Юрий НИКОЛАЕВ, Татарстан

15.09.2004 10:33

"Финансовые Известия"

*