Как известно, в своем историческом выступлении на расширенном заседании правительства 13 сентября президент анонсировал переход на выборы Госдумы исключительно по партийным спискам. В принципе нет существенных законодательных препятствий к тому, чтобы распространить такую систему выборов, именуемую на политическом языке пропорциональной, на все региональные парламенты. Тем более что политически такое решение явно впишется в логику последних действий федеральных властей.

Сам Центризбирком, ратующий за введение жесткой пропорциональной системы на выборах в Госдуму, никогда не высказывал намерения распространить эту идею на региональные заксобрания. В конце лета ЦИК официально озвучил свои предложения по реформированию избирательного законодательства, но об отмене мажоритарной системы в регионах там ничего не говорилось. Однако федеральной власти и не нужно самой силком насаждать пропорционалку всюду: регионы имеют право сделать это сами. Порядок формирования местного парламента определяет местное законодательство, местным парламентом и принимаемое.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» ограничивает фантазию региональных законодателей только в одном: согласно статье 35, пункт 15, «не менее половины депутатских мандатов» должны распределяться между списками политических партий. То есть меньше половины нельзя, а вот больше — пожалуйста.

13 российских регионов уже завели у себя пропорциональную систему. Результат не замедлил сказаться: в 12 регионах убедительную победу одержала «Единая Россия». Так, в Кабардино-Балкарии «единороссы» на последних региональных выборах отхватили 44 мандата из 55, в Калмыкии — 12 из 15, в Мордовии — 21 из 24, в Карачаево-Черкесии — 24 из 37, в Татарстане — 46 из 50. При этом в Татарстане никто, кроме «медведей», не сумел перелезть через установленный там 7-процентный проходной барьер. В итоге партия власти пожертвовала четыре мандата коммунистам, чтобы в парламент попали две партии и он был не однопартийным хотя бы формально.

Такой опыт ЦИК нашел вполне удовлетворительным. Правда, глава ведомства Александр Вешняков, говоря о применении пропорциональной системы в регионах, всегда подчеркивал, что в этом случае списки должны быть открытыми, а проходной барьер не может превышать 5%.

Действительно, там, где проходная планка сохраняется на уровне 5%, в заксобрания просачиваются по два-три кандидата от нескольких партий или блоков. Это позволяет создать иллюзию плюрализма при фактическом контроле местных законодательных собраний «Единой Россией».

В самих регионах пока не слишком представляют, как будут развиваться события. Вице-спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Гладков, сокоординатор Демократической фракции, член СПС, заявил «Времени новостей»:

— Трудно сейчас сказать, будет ли навязано регионам федеральными законами избрание местных законодателей исключительно по партийным спискам или нет. Вообще-то это предмет совместного ведения центра и субъектов. И по закону центр не может вторгаться в эту сферу».

По мнению губернатора Эдуарда Росселя, работающее в Свердловской области двухпалатное законодательное собрание реформировано не будет, поскольку нижняя палата — областная дума — все десять лет своего существования и так формировалась по партийным спискам. Зато выборы в городскую думу Екатеринбурга, где областные власти хотят получить преимущество над городскими, пройдут уже по новой схеме. «Выборы должны состояться весной 2005 года, а если нынешние законопроекты будут готовы к ноябрю, то и проводить кампанию придется по новой схеме. Уверен, что в гордумах также будут только депутаты, прошедшие по партийным спискам», — отметил г-н Россель.

В принципе распространение пропорциональной системы выборов на все региональные парламенты может привести к двум последствиям. Если выборы окажутся честными, в некоторых регионах может сформироваться реальная двухпартийная система. Скажем, в Москве шансы стать такой второй парламентской партией имеет правая коалиция, а в некоторых регионах становящегося все тоньше «красного пояса» — КПРФ. Если же на региональных выборах будет задействован мощный административный ресурс, мы получим клон Госдумы, где господствует одна партия, штампующая решения, спускаемые исполнительной властью.

Дмитрий Андреев, Санкт-Петербург, Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург, Наталья РОЖКОВА

«Время новостей»

№ 167 15 сентября 2004 г.

"Время новостей"

*