Все мировые автопроизводители очень ответственно подходят к вопросам пассивной безопасности автомобилей. Практически с самого начала выпуска первых своих моделей АВТОВАЗ ведет серьезную работу по повышению уровня пассивной безопасности автомобилей LADA. При этом осуществляется модернизация серийных машин, а при создании новых учитываются мировые требования по безопасности – современные, и те, внедрение которых ожидается на момент «выхода в свет» новой модели.

Одна из основных форм работы над пассивной безопасностью – это проведение ударных испытаний, во время которых оценивается соответствие автомобилей мировым стандартам, и вырабатываются мероприятия по доработке конструкции.

Сегодня на автозаводе действует комплекс, который включает в себя стенд для разгона автомобилей, набор специальных препятствий, тележек и барьеров, лабораторию манекенов, видеоаппаратуру, а также необходимые компьютерные средства для регистрации и анализа испытаний. На этом уникальном в масштабах России оборудовании работает сильная команда специалистов по оценке пассивной безопасности автомобилей.

Однако разрабатывать конструкцию нового автомобиля, ориентируясь только на результаты натурных испытаний, в настоящее время уже невозможно. Необходимо применение компьютерного моделирования. За последние годы на АВТОВАЗе было внедрено специальное программное обеспечение, с помощью которого можно строить трехмерные цифровые модели автомобилей, моделировать ударные испытания и оценивать результаты как по показателям деформации кузова автомобиля, так и по критериям травмирования манекена. Применение математического моделирования позволяет на начальных стадиях проекта проработать конструкцию автомобилей с точки зрения пассивной безопасности и снизить количество доводочных ударных испытаний.

Сегодня мировые требования к пассивной безопасности автомобиля становятся все жестче, что вызывает качественные изменения методик проведения испытаний.

Например, сегодня при ударных испытаниях основное внимание уделяется тому, насколько велики нагрузки на различные части манекенов. Эти достаточно сложные устройства, имитирующие человеческий организм, оснащены датчиками, фиксирующими нагрузки на различные органы человека во время удара. В качестве регламентируемых критериев приняты замедления, деформации, скорости деформаций и усилия, воспринимаемые важнейшими органами тела при ударе. Перенос «центра тяжести» оценки результатов испытаний с автомобиля на манекен существенно усложняет разработку автомобиля, поскольку необходимо прогнозировать влияние принимаемых конструкторских решений на возможное изменение показателей травмирования манекена.

Меняется также сценарий испытания, в частности, увеличивается скорость разбиваемого автомобиля, величина перекрытия и характер препятствия, которое представляет собой уже деформируемую конструкцию, имитирующую при столкновении податливый кузов автомобиля.

В прошлом году в Европейском сообществе приняты новые требования по фронтальному и по боковому ударам (которые являются наиболее травмоопасными).

В связи с этим в конструкцию автомобилей семейства LADA 110 был введен ряд существенных изменений. Усилены пороги пола, боковые стойки, крыша, двери. Разработана новая обивка передних дверей и специальная вставка, снижающие нагрузку на грудь манекена при боковом ударе. Отработка указанных изменений проведена на основе компьютерного моделирования ударных испытаний. В комплектацию автомобилей включены специальные ремни безопасности с механизмом, который обеспечивает ограничение нагрузки.

Благодаря этим и другим мероприятиям европейская омологация автомобилей семейства LADA 110 на соответствие требованиям по пассивной безопасности была успешно проведена.

Одновременно с модернизацией конструкции автомобилей семейства LADA 110 завершены работы по созданию подушки безопасности для водителя. Проведены адаптационные работы, проведены проверочные испытания, которые подтвердили работоспособность новой системы. Внедрение подушек безопасности для водителя предполагается сначала на экспортные машины. Количество автомобилей с подушкой безопасности, выпускаемых для продажи в России, будет определяться спросом на такую комплектацию.

При работе над пассивной безопасностью автомобилей (как серийных, так и вновь создаваемых моделей) на АВТОВАЗе ориентируются не только на существующие требования Европейского сообщества, но и на те, которые могут быть внедрены в будущем. Уже несколько лет в Европе действует так называемая программа EuroNCAP. Программа EuroNCAP была разработана для того, чтобы проводить объективную и независимую от производителя оценку показателей автомобиля при ударе. Эта оценка предназначена для информирования потребителей, побуждая таким образом производителей автомобилей создавать более безопасные автомобили с точки зрения защиты пассажиров и пешеходов. Уровень требований EuroNCAP заметно превышает планку законодательных предписаний как по скорости испытаний, так и по критериям оценки. Кроме того, новинки авторынка испытываются по большему количеству схем, в частности, имитирующих столкновение со столбом и наезд на пешехода. Цель программы EuroNCAP – стимулировать производителей к постоянному повышению безопасности своих автомобилей и подготовить к введению более жестких законодательных требований.

АВТОВАЗ постоянно стремится к тому, чтобы его продукция соответствовала европейскому уровню. Поэтому, например, при подготовке серийного производства автомобилей семейства LADA KALINA была поставлена задача не только максимального выполнения законодательных требований Европейского сообщества, но и получение необходимого рейтинга по программе EuroNCAP. В автомобилях семейства LADA KALINA предусматривается наличие подушек безопасности для водителя и пассажира, ремней с предварительным натяжением и ограничением нагрузки. На московской автовыставке «MIMS-2004» посетителям стенда АВТОВАЗа демонстрировалась LADA KALINA в разрезе. На макете были наглядно представлены как силовая схема кузова, так и удерживающие системы.

Мировые требования к пассивной безопасности автомобиля будут повышаться и в дальнейшем. Сегодня в проекте находится внедрение в законодательство новых требований, направленных на снижение травмоопасности автомобиля по отношению к пешеходу. Эти нормы достаточно сложные, их введение способно качественно изменить конструкцию и облик автомобиля. Например, в соответствии с этими требованиями пространство в моторном отсеке между любыми жесткими частями агрегатов и капотом должно составлять минимум 60-70 миллиметров. Будут накладываться ограничения на любые выступающие элементы передней части автомобиля. Эта тенденция также учитывается на АВТОВАЗе и найдет отражение в новых проектах.

В России, как известно, культура вождения далека от европейской, однако в последнее время наши автолюбители начинают осознавать цену, а точнее, бесценность своей жизни. АВТОВАЗ готов предложить потребителю, будь то житель России или Западной Европы, качественные, безопасные автомобили, соответствующие требованиям мировой общественности.

Станислав Березий, пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ

2004-09-14

пресс-центр ОАО "АВТОВАЗ"

*