«У меня, во всяком случае, нет желания ставить во главе регионов назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Так прописано в конституции, и так должно остаться», – заявил Путин в 2002 году. Но теперь президент урезает права регионов и насаждает сверху управляемую партийную систему.

«У меня, во всяком случае, нет желания ставить во главе регионов назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в конституции, и так должно остаться».

Эти слова принадлежат не какому-нибудь критику российского президента Путина, объявившему на этой неделе об отмене выборности губернаторов, а самому Владимиру Путину. Он произнес их, отвечая в прямом эфире на вопросы граждан 19 декабря 2002 года. Но теперь он принял противоположное решение – как одну из мер по борьбе с террором после захвата заложников в Беслане. Тем самым должно быть гарантировано сохранение целостности страны, а это основная предпосылка для успешной войны с терроризмом.

Якобы с той же целю Дума, нижняя палата парламента, как заявил Путин, вскоре будет избираться только по партийным спискам. Смысл выборов исключительно по пропорциональному принципу, так говорят критики, состоит лишь в том, чтобы Кремлю было легче контролировать несколько партий, а не «сортировать предварительно» 225 депутатов-одномандатников в соответствии с критериями их надежности.

Власть концентрируется в центре

Оба этих шага обсуждались в Кремле уже как минимум с мая, и они, в этом едины все наблюдатели, концентрируют власть в центре и не имеют ничего общего с борьбой против терроризма. Путин воспользовался ситуацией, в которой люди ждут от него демонстрации решимости, чтобы объявить о давно запланированных новшествах, пишет газета «Ведомости», ссылаясь на околокремлевские источники.

Тем самым Путин продолжает свою политику концентрации власти в центре, урезания прав регионов и насаждения сверху управляемой партийной системы. Четыре года назад, в начале своего первого президентского срока, Путин поставил в качестве контролеров над до тех пор могущественными главами регионов семь уполномоченных, распределенных по созданным тогда же федеральным округам. Таким образом он создавал основу власти в стране.

Более 70% людей в аппаратах этих генерал-губернаторов – это «его» люди из спецслужб и армии. Кроме того, Путин отобрал у губернаторов и председателей региональных парламентов право заседать в верхней палате российского парламента, в Совете федерации. Теперь Кремль сам определяет, кто в ней должен представлять регионы. Тем самым Совет федерации, который сильно осложнял жизнь Бориса Ельцина, предшественника Путина, перестал быть источником возможной оппозиции.

Региональные парламенты лишаются самостоятельности

Правда, до сих пор Кремль тоже имел возможность оказывать влияние на результаты выборов губернаторов. Однако он нередко терпел неудачу в попытке посадить собственного кандидата, поскольку местные «олигархи» и властные группировки оказывались слишком сильными или у самого Кремля не имелось четких предпочтений. Теперь с этим будет покончено.

Если данную ситуацию адаптировать к условиям Германии, положение будет выглядеть следующим образом: канцлер предлагает ландтагу кандидата в премьер-министры, который затем утверждается ландтагом.

Тем самым право на прямые выборы теряет не только население, региональные парламенты тоже лишаются самостоятельности. Во вторник московская пресса резко осудила путинскую «сентябрьскую революцию», даже телекомпания НТВ позволила себе четкие критические высказывания. Некоторые комментаторы говорили о конце федерализма в России, о нарушении конституции, которое в траурном обрамлении преподносится народу как шаг во имя защиты от террора.

Депутат Госдумы Владимир Рыжков, которому удалось «проскользнуть» туда по одномандатному округу, один из полудюжины либералов и критиков Кремля, первым среди 450 депутатов Думы сказал в понедельник о нарушении конституции. Планируемое Путиным назначение губернаторов противоречит решению российского Конституционного суда от 18 января 1996 года, сказал Рыжков. Тогда суд принял решение о том, что губернатор «получает свой мандат непосредственно от народа и отвечает перед ним». В противном случае он не является «законным независимым представителем исполнительной власти».

Прямые выборы президентов прописаны в законе

Сама конституция не устанавливает порядок выборов, а дает регионам возможность определять его самостоятельно. Однако весьма спорно, может ли Кремль единолично решать этот вопрос. Эта недосказанность привела хотя бы к тому, что Кремль, как сказал Путин, считает лишение власти регионов соответствующим конституции.

Прямым выборам губернаторов в России нет еще десяти лет. До середины девяностых годов не имелось единых нормативов, определяющих порядок выборов политического руководства субъектов Российской Федерации. Мэры Санкт-Петербурга и Москвы, которые приравнены к регионам, выбирались путем прямого голосования уже в 1991-м и 1992 годах, затем тот же порядок распространился на глав других регионов. При этом Борис Ельцин в то же время назначал некоторых губернаторов. Лишь в 1995 году Ельцин издал указ, которым предписывались прямые выборы региональных руководителей.

Если объявленная Путиным реорганизация станет этой осенью законом, то, к примеру, мэр Москвы или президент Татарстана больше не будет избран без одобрения Кремля. Тем не менее у многих республик есть собственные конституции, в которых прописаны прямые выборы президента.

«Ошибочный путь одиночества»

Это также касается Чечни, в которой конституция была принята только в прошлом году и где выборы президента состоялись всего две недели назад. Какими бы эти выборы ни были, честными или «манипулируемыми», – своей инициативой Путин перечеркивает собственное же политическое решение для Чечни, в котором, по его словам, референдум по конституции и выборы президента сыграли решающую роль.

То, что кандидаты Кремля часто не получают одобрения в регионах, как раз продемонстрировал Северный Кавказ, где бывший генерал ФСБ Мурат Зязиков восстановил против себя население Ингушетии. Московская пресса в понедельник упрекала Путин за его непреклонность в желании и дальше делать ставку на «вертикаль власти», которая уже показала себя виртуальной или, по меньшей мере, неэффективной и не смогла предотвратить ни один террористический акт.

Политолог Станислав Белковский, который до недавнего времени считался человеком, дружественным Кремлю, говорит о «самой большой ошибке Путина за все время его президентства. До сих пор главы регионов несли хотя бы политическую ответственность за свои регионы и следили за тем, чтобы население сохраняло спокойствие, а целостность страны сохранялась. Теперь ответственность за это несет один Путин, пишет Белковский: «Похоже, Владимир Путин, всенародно избранный президент, решил пройти свой неверный путь одиночества до конца».

Frankfurter Allgemeine Маркус Венер

11:43 15 сентября

Переведено 15 сентября 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*