За выпускниками уже выстраивается очередь

Директора предприятий в тревоге: у станка стоять некому. И кто же будет поднимать ВВП? Система профтехобучения оказалась в тяжелейшей ситуации, многие техникумы и училища просто-напросто закрылись, другие влачат жалкое существование. Можно ли поправить положение? Об этом нашему корреспонденту рассказал директор Красногорского оптико-электронного колледжа, президент Союза директоров среднего профессионального образования России Виктор Демин.

— Виктор Михайлович, попав в ваш колледж, кажется, что кризис прошел мимо него: прекрасно оборудованные аудитории и лаборатории, везде чистота, благоустроенная территория. Даже фонтан есть. Кстати, и президент В. Путин, посетив в прошлом году ваш колледж, был приятно удивлен. Откройте секрет успеха, ведь из казны получаете не больше, чем остальные.

— Никакого секрета нет: мы нашли свою нишу на рынке образовательных услуг и не растеряли опытных преподавателей. Сегодня готовим не только традиционных для нашего учебного заведения специалистов — электронщиков и мастеров оптического приборостроения для оборонки, — но и программистов, бухгалтеров, аудиторов, правоведов, переводчиков. Многие программы обучения у нас платные. Поэтому зарабатываем сами гораздо больше, чем государство вкладывает в нас.

— А удается наладить связи с предприятиями? Ведь именно они главные потребители вашего «товара»…

— Учебные заведения давно поняли простую истину: чем больше работодатель заинтересован в молодом специалисте, которого он принимает на работу, тем выше качество образования. Но вот готовы ли предприятия к такому сотрудничеству? На словах — вроде да. Вот и государство признало, что среднее специальное образование должно получить заказ от производства: какие специалисты ему нужны. Возьмем, например, наше базовое предприятие — Красногорский завод им. С.А. Зверева, производитель фотоаппаратов «Зенит», приборов ночного видения и другой оптики. Да, оно предоставляет нам производственную базу для практики студентов. Но вот они получают диплом, и куда идти работать? «Родной» завод предлагает зарплату 6-7 тысяч рублей. Поэтому многие выпускники колледжа проходят мимо его отдела кадров.

Куда идут? Прежде всего — в малый и средний бизнес в сфере производства. И неплохо устраиваются. Ведь мы готовим менеджеров среднего звена, а по сути тех самых мастеров, про которых советские директора когда-то говорили: на них держится все производство. А вообще надо сказать, что менеджмент — слабое звено многих наших предприятий, и крупных, и средних, и малых. Их руководителей самих еще надо учить и учить. Что мы, кстати, уже начали делать.

— Какую науку они будут осваивать?

— Менеджмент, корпоративную культуру, экономику, аудит, право. В свою очередь они предоставляют нашим студентам возможность практиковаться на современном оборудовании. Благодаря этому более 60 процентов учебного времени студенты проводят непосредственно на рабочем месте.

Сегодня наши партнеры — это не только завод им. С.А. Зверева, но и около сорока предприятий и организаций. Крайне важно, что будущие работодатели наших выпускников читают у нас лекции, принимают экзамены. Это предприятия из самых разных сфер экономики — от электроники до сферы услуг. Кстати, в составе экзаменационных комиссий практически нет наших преподавателей, в основном — работодатели.

— Но это же контроль знаний… Могут ли работодатели вмешиваться непосредственно в учебные дела, влиять на программы обучения?

— Они сейчас именно так и ставят вопрос. Хотя еще недавно говорили: мы платим налоги государству, и оно должно подготовить для нас специалистов. Но потом поняли: материальная база большинства наших колледжей 20-25-летней давности, и у государства средств на ее обновление нет. Поэтому сейчас бизнес, если можно так выразиться, пошел в образование. И это несмотря на то, что средства, вложенные в развитие техникумов и колледжей, облагаются драконовскими налогами. Например, мы из каждого заработанного рубля 86 копеек отдаем в казну. Если бы налоговый пресс хотя бы немного ослабел, можно было в несколько раз повысить стипендию и зарплаты педагогам. И, конечно, помощь предприятий образованию существенно бы возросла.

— Сейчас многие руководители предпочитают привлекать на работу мигрантов из бывших советских республик. Почему — понятно: дешевая рабочая сила. Но ведь многие хотели бы повысить квалификацию, получить новую профессию, пройти переподготовку. Приходят к вам мигранты с такими потребностями?

— Да, и нередко целыми семьями. Вот и сейчас в приемной сидит женщина из Армении. Дочка будет учиться у нас по обычной программе, а мама — повышать квалификацию. Кстати, хотят получить новые профессии не только гастарбайтеры, но и вышедшие в отставку военные, а также любые другие специалисты, не востребованные на рынке труда по своей прежней профессии.

— Наша система профессионального образования устремилась сейчас в единое европейское образовательное пространство. Какие трудности ждут ее на этом пути?

— У нас пока менее гибкая и открытая система подготовки кадров, чем в европейских странах. Приняв студента на первый курс, мы ведем его до четвертого. А ведь можно активнее практиковать экстернат, годичные курсы подготовки. Скажем, в большинстве стран Европы человек может, защитив свои знания, получить определенный уровень квалификации. Для этого создана система кредитных или зачетных единиц. Каждый навык — будь то знание иностранного языка или маркетинга — «стоит» столько-то зачетных единиц. Причем не важно, где человек получил эти знания.

— Много ли ваших выпускников работает по специальности?

— Пока менее 40 процентов. Многие молодые люди не идут на производство, а стремятся поступить в вузы, чтобы избежать службы в армии. Мы могли бы решать проблему, готовя в колледжах младших офицеров, сержантов и мичманов с технической подготовкой.

Нам нужно, наконец, определиться: какова роль и место каждого уровня образования в структуре экономики? Сколько и кого мы должны готовить? Каким требованиям должны отвечать специалисты? Зачастую мы находимся в плену корпоративных интересов, отстаивая свои узкие выгоды и забывая о том, что действительно востребовано обществом и рынком труда. Конечно, трудно рассчитывать на абсолютную нашу объективность. Но научно спрогнозировать потребности экономики можно.

— Кто должен этим заниматься?

— Независимые комиссии из представителей педагогического сообщества, ученых и работодателей. В Голландии создаются специальные центры мониторинга профессионального образования, которые исследуют региональную и межрегиональную миграцию рабочей силы, потребности экономики, ориентируют учебные заведения на конъюнктуру рынка. Они пользуются очень большим спросом, в их развитие вкладываются немалые деньги.

— Сейчас появилось немало частных колледжей. Как вы оцениваете их работу?

— Их в стране уже свыше двухсот, и они набирают обороты. Это нормально, когда собирается группа профессионалов и создает элитное учебное заведение. Но когда они или частные вузы берут на обучение наших студентов, которые были отчислены, — это грубейшее нарушение. И, конечно, совсем немногие техникумы и колледжи занимаются подготовкой по высокотехнологичным специальностям — механообработке, электронике. Они готовят в основном юристов, экономистов, переводчиков.

— Будете ли вы по окончании колледжа присваивать степень бакалавра, как на Западе?

— Однозначного ответа пока нет. Нужна ли им эта степень пока неясно, но повышение статуса делает наше образование более привлекательным. Впрочем, мы и так не жалуемся: средний конкурс — 4 человека на место, а по престижным специальностям — вдвое выше.

а как у них?

В Финляндии учебные заведения, аналогичные нашим техникумам и

колледжам, относятся не к среднему специальному, а к высшему образованию.

Поступают в них не после девятого класса, как у нас, а после окончания

средней школы. Первокурсникам не по 14 — 15, а по 18 — 19 лет.

Система профобразования в озерном крае пережила ряд реформ. В частности, было решено объединить все разрозненные профессиональные школы (аналог наших техникумов и колледжей) в единую сеть политехнических институтов. Это сделано для оптимизации средств, а также для повышения статуса этих учебных заведений. Они готовят бакалавров в самых различных областях — от инженерного дела до туризма. Причем студентов всячески поощряют открывать свое дело, оказывая правовую поддержку, предоставляя помещение, создавая льготные условия для старта.

Известный в стране «Миккели Политехник», расположенный в Восточной Финляндии, готовит профессионалов для всего региона. Он объединил «под своей крышей» школы бизнеса и торговли, искусств и туризма, инженерную школу, медицинское, педагогическое и кулинарное училища. Именно здесь находятся лучшие в регионе лаборатории и мастерские, которые нередко арендуют даже предприятия. Малому бизнесу просто не по карману иметь у себя такие станки и приборы, которые может позволить себе за государственный счет профессиональная школа.

Образование в Финляндии бесплатное, но студенты сами платят за проживание в общежитии, еду и книги (в среднем около 400-450 евро в месяц). Причем государство определяет, сколько студентов принимать на ту или иную специальность. Обучение одного студента обходится государству в 5 тысяч евро в год.

Учась в одной школе, можно слушать ряд дисциплин в другой. Защитив затем свои знания, то есть набрав определенное количественно кредитных единиц, можно получить сертификат по смежной или совсем другой специальности. А это значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников. А их ценят по всей Европе: после окончания «Миккели Политехник» без работы не остается никто.

Только цифры

32 процента занятых в российской экономике — это специалисты среднего звена, 28 процентов — это люди с высшим образованием, 11 процентов — с начальным профессиональным.

Маргарита Шиц

«Российская газета» №201 (3578)

"Российская газета"

*