Политтехнологи в панике: Путин уводит с рынка колоссальные бюджеты. "Черный пиар", "войны компроматов" и прочие неприглядные признаки региональных избирательных кампаний неминуемо уйдут в прошлое ("ВН")
Последние инициативы Владимира Путина в деле переустройства сложившейся в России политической системы вызвали особо бурную реакцию в рядах отечественных практикующих политтехнологов. Как известно, самим своим существованием данная неоднозначная профессия обязана введению в свое время демократической выборной системы «на местах».
Вопреки распространенному заблуждению, основные бюджеты осваивались «пиарщиками» в регионах: на выборах глав местных администраций, губернаторов и депутатов — одномандатников. А так называемые «большие» выборы президента и депутатов Госдумы России по партийным спискам давно уже не могли прокормить всех расплодившихся в России «специалистов по политконсалтингу».
Сегодня региональный рынок фактически закрывается для «информационных войн». По наблюдениям редакции газеты «Вокруг Новостей», в известных и не очень PR-структурах, регулярно работающих «в поле», т.е. на избирательных компаниях в субъектах федерации, царит сегодня легкая паника. Политтехнологи уже подсчитывают общие потери, которыми грозит для них отмена всенародных выборов губернаторов и переход к формированию Государственной думы исключительно по партийным спискам. Никто из наших собеседников не решился дать однозначной оценки происходящих в стране процессов и внятно обрисовать их перспективу. Но по всей видимости, такого явления, как «политический PR», в прежнем виде в России больше существовать не будет.
Вместе с тем, отмечаются и позитивные последствия происходящего. Прежде всего, рынок политического консалтинга постепенно сократится до приемлемых размеров. Произойдет значительная перегруппировка сил, по результатам которой в прошлое должны уйти такие негативные явления, как «война компроматов» и прочий так называемый «черный пиар». Основные усилия специалистов и, соответственно, основные финансовые потоки будут сконцентрированы в сохраняющихся «белых», т.е. полностью легальных штабах, которые, в свою очередь, должны будут превратиться в постоянно действующие аналитические и консультационные центры, обслуживающие того или иного политика.
Отдельное положение в сложившейся ситуации занимают организации, своевременно перешедшие от политконсалтинга к более традиционной для специалистов в области PR сфере корпоративных коммуникаций. Рынок бизнес-консалтинга, уже переживший небывалый подъем на волне корпоративных войн и передела собственности конца 90-х начала 2000-х годов, постепенно стабилизировался, и в подавляющем большинстве своем существует сегодня отдельно от политического пространства. Нерегулярные информационные «выстрелы» по неугодным политикам или местным чиновникам давно уже воспринимаются здесь как отдельный, необязательный элемент программы. С построением в стране новой вертикали власти бизнес окончательно будет устранен от участия в масштабных политических процессах.
В целом значительные потери для отрасли компенсируются окончательной легализацией переживших кризис компаний — и, что немаловажно, заметным оздоровлением информационного пространства в России.
Для того, чтобы хотя бы отчасти оценить масштаб перемен на рынке «политического консалтинга» в России, приведем несколько ссылок — в том числе и на своеобразные «прайс:-листы», ныне устаревшие.
[13.09.2004]
«Вокруг новостей»
*