В распространенном вчера тексте указа Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» ничего нового нет. Сравните сами: первое предложение — из выступления Владимира Путина после событий в Театральном центре на Дубровке осенью 2002 г., второе — цитата из нового указа главы государства.

1. Выявление угроз

— Активизировать усилия по мониторингу ситуации и выявлению угроз, исходящих от международного терроризма как внутри России, так и за ее пределами.

— Разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений на объектах транспорта, энергетики, и связи, в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях.

2. О средствах массового уничтожения

— Существуют угрозы террористов об использовании средств, сопоставимых со средствами массового уничтожения.

— Предусмотреть выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме ( применение или угроза применения взрывных устройств, включая ядерные, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ).

3. Планы применения войск

— Необходимо разработать новый план применения войск и сил по антитеррору. В частности, пересмотреть планы военного строительства и применения вооруженных сил в связи с остротой угрозы и связями террористов с международными террористическими сетями.

— Разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, уачствующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Вчера пресс-служба Президента России распространила указ главы государства «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».

Как следует из документа, президент, поручил правительству совместно с Минобороны, МВД, МЧС, Минюстом, ФСБ и Госнаркоконтролем подготовить в двухнедельный срок предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на Северном Кавказе, а также по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории РФ. В месячный срок правительству, совместно с МВД, Минобороны, МЧС и ФСБ надлежит представить главе государства предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотрев выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме, техногенных аварий и катастроф, локализации их последствий, а также по своевременному оповещению населения о кризисных ситуациях или угрозе их возникновения.

Владимир Путин поручил так же утвердить соответствующие планы действий в кризисных ситуациях правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответствующим ведомствам поручено разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений на объектах транспорта, энергетики и связи в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях, а также утвердить перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам РФ, создать условия, способствующие участию граждан и их объединений в обеспечении безопасности, предупреждении и пресечении терактов.

В целях недопущения въезда в РФ лиц для участия в террористической деятельности, должны быть приняты меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также по упорядочению пересечения государственной границы РФ гражданами тех стран, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о безвизовом въезде.

Серьезные требования, серьезные проблемы, серьезные задачи. Поэтому мы все подробно цитировали. Да вот беда, до боли все знакомо.

«Активизировать усилия по мониторингу ситуации и выявлению угроз, исходящих от международного терроризма как внутри России, так и за ее пределами». Вы думаете это из вчерашнего указа президента? Нет, это из выступления президента перед руководителями силовых ведомств страны в октябре 2002 г. после событий в Театральном центре на Дубровке. Тогда же президент говорил и о готовности наносить превентивные удары «по всем местам, где находятся террористы, организаторы этих преступлений или их идейные и финансовые вдохновители», об угрозах террористов «использовать средства, сопоставимые со средствами массового уничтожения» (во вчерашнем указе президент их даже перечислил — ядерные, радиоактивные, химические, биологические, токсические, отравляющие, сильнодействующие и ядовитые вещества) в связи с чем потребовал усилить охрану соответствующих объектов.

В октябре 2002 года заговорили и о необходимости нового плана применения войск и сил по антитерророру. И не просто заговорили. По данным источников «РК» на стол президенту даже положили план проведения спецопераций. Тот самый «комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений» и «создания эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях», предложения по которому глава государства ждет от своих силовиков через месяц.

А в ноябре 2002 года — вспомните из вчерашнего указа «в месячный срок» — Сергей Иванов, наиболее приближенный тогда к президенту человек, уже начал рапортовать о подготовленных предложениях. Например, министр обороны заявил, что в Концепции национальной безопасности РФ «будет закреплено право армии наносить превентивные удары в случае террористической угрозы». Поэтому недавнее заявление начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Юрия Балуевского о готовности Вооруженных сил к нанесению превентивных ударов, не более чем цитирование своего прямого начальника — министра обороны. Правда, с двухлетней задержкой.

Заметим, что тогда же, осенью 2002 года, глава военного ведомства поставил задачу осуществлять подготовку Сухопутных войск «с учетом опыта Чечни и с учетом опыта терактов». Предполагалось обучать войска методам быстрого развертывания и блокирования боевиков. По словам Иванова, это должно было выглядеть так: «Поступил сигнал — все знают, куда двигаться, какое оружие брать и т.д. И мало все это записать на бумаге. Надо тренироваться и проверять навыки».

Тренировались. Одни учения на Дальнем Востоке в начале минувшего лета чего стоят. Да только, похоже, не тех тренировали. Пока десантники во главе с министром обороны перелетали на восток, боевики захватили Назрань.

«Должно быть обеспечено усиление охраны всех объектов возможных диверсий и терактов». Это тоже из выступления президента двухлетней давности. Но после этого были подрывы поездов и самолетов, взрывы в метро и захваты заложников, был, наконец, Беслан. И, что характерно, после каждого теракта министры докладывали президенту о повышении уровня обеспечения безопасности.

Под стать исполнительной власти вели себя и законодатели. В ноябре 2002 года депутаты тоже говорили о необходимости внесения изменений в закон о борьбе с терроризмом, о предложениях «самых серьезным образом усилить спецслужбы, прежде всего подразделения, нацеленные на борьбу с террором, агентурной работой». В первую очередь предлагалось увеличить финансирование тех структур ФСБ РФ, «сотрудники которых принимают непосредственное участие в операциях по совобождению заложников, а так же в других антиттерроритсических операциях». Кроме того, дополнительные средства предлагалось направить на профессиональную подготовку сотрудников этих структур и на приобретение спецвооружения и спецтехники. Средства тогда нашли и спецслужбам добавили далеко не один миллиард рублей. Итог известен: в текущем сентябре мы снова констатировали некомпетентность наших спецслужб и провалы в агентурной работе…

И снова парламентарии говорят о необходимости внесения изменений в законодательство, об увеличении финансирования. А может быть прав член думского комитета по безопасности, в прошлом сам офицер спецслужб, Геннадий Гудков, заявивший пусть грубо, но откровенно, что «надо не мебель передвигать, а девочек менять»?

Еще в декабре 2002 года военные эксперты обсуждали вопрос о президентских планах перенацеливания армии на борьбу с терроризмом. Тогда же отмечалось, что для координации действий всех силовых структур, общим числом с добрый десяток, потребуется специальный орган. И возглавит его человек, чрезвычайно приближенный к президенту, которому представят статус не просто вице-премьера правительства, а первого вице-премьера. Основным кандидатом на эту должность называли министра обороны Сергея Иванова. Но, как оказалось, соратника президента по силовому блоку опередил Дмитрий Козак. И это объяснимо: за последние годы у Козака значительно больше побед, чем у министра обороны. Одна административная реформа чего стоит. Тем более, что в соответствии с указом президента, «предложения, направленные на выработку принципиально новых подходов к организации деятельности правоохранительных органов» должны быть внесены «с учетом проведения мероприятий в рамках административной реформы».

Одно но: в современной России не заканчивалась еще ни одна реформа.

Виталий СТРУГОВЕЦ

«Русский курьер»

№ 372 2004-09-15

"Русский курьер"

*