Разговоры о сотовой связи – непременная составляющая светской беседы наряду с обсуждением футбола, погоды, дел друзей и домочадцев. Ругать МТС, «Би Лайн» или «Мегафон» за то, что связь прерывается, до дачи не дозвониться, а GPRS-интернет работает слишком медленно, стало едва ли не правилом хорошего тона. В структурах, занимающихся контролем за качеством мобильной связи, считают, что за последнее время оно улучшилось. Однако претензий к операторам у абонентов по-прежнему множество. По мнению некоторых экспертов, компании связи сейчас больше заботятся о привлечении абонентов и маркетинге, чем об улучшении работы сетей.

История падения

       Нельзя сказать, что вопрос о качестве сотовой связи не возникал в первое десятилетие ее существования. Однако еще шесть-семь лет назад невозможно было себе представить, что эта проблема настолько обострится. До конца 1990-х годов сотовые услуги были элитными, и на издержки, связанные с развитием сотовых сетей, мало кто обращал внимание.

       Проблемы с сотовой связью вышли сначала на московский, а затем на всероссийский уровень летом 2000 года, когда операторы накопили «критическую массу» – 2,5 млн абонентов. Две аварии в сети ОАО «Мобильные телесистемы» (сначала без связи на несколько часов остались абоненты в центре Москвы, а чуть позже – клиенты компании, оказавшиеся в роуминге) имели огромный общественный резонанс. А авария на сети «Би Лайн GSM» в апреле 2002 года, когда в течение двух суток 2,35 млн абонентов компании не могли дозвониться друг другу, едва не привела к параличу телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и спровоцировала скандал. Абоненты грозили взыскать с оператора убытки, понесенные из-за отсутствия связи. Правда, до этого тогда не дошло.

       Таких масштабных локаутов в Москве с тех пор не было. Однако ежедневно абоненты слышат: «Вы сможете продолжить свой разговор через несколько секунд» или читают на дисплеях телефонов: «Услуга недоступна». В разгар рабочего дня в центре Москвы такое может продолжаться по нескольку минут кряду, что, разумеется, не улучшает имиджа операторов.

      

Инструментальный контроль

       Тем не менее российская администрация связи уверена: качество сотовой связи в Москве за последнее время улучшилось, и связывает это со значительной модернизацией инфраструктуры операторов. «По результатам проверок, проведенных в 2003 году,– говорит глава Россвязьнадзора Валерий Бугаенко,– операторами связи московского региона проведена большая работа по развитию своих сетей связи и расширению зоны радиопокрытия… За прошедший период 2004 года на территории Москвы и Московской области компании ввели в эксплуатацию сотни базовых станций».

       Как рассказал Ъ Валерий Бугаенко, операторы развивают свои сети и устанавливают базовые станции очень интенсивно: «К сожалению, в погоне за количеством абонентов операторами нарушаются действующие правила. Так, в ходе недавних дистанционных проверок выявлены нарушения частотно-территориального плана базовых станций, нарушение условий выданных разрешений на использование радиочастот, эксплуатация новых базовых станций без разрешений…»

       Говоря о качестве сотовой связи в московском регионе, в Россвязьнадзоре подчеркивают: за восемь месяцев этого года служба провела 12 внеплановых проверок «по отдельным вопросам, связанным с жалобами и обращениями граждан и юридических лиц» (названия операторов и характер претензий не называются). Для сравнения: за такой же период прошлого года Госсвязьнадзор провел по жалобам 16 выездных проверок.

       Впрочем, в самом Россвязьнадзоре говорят, что термин «проверка качества связи» не отражает содержания их деятельности. Служба проверяет выполнение операторами связи лицензионных условий, обязательных требований в области связи, а также состояние сетей сотовой подвижной радиотелефонной связи.

       Один из наиболее известных критериев, который может характеризовать качество связи: в час наибольшей нагрузки число отказов не должно превышать 5%. Проверяет этот показатель устройство, «заряженное» SIM-картами операторов, посылая несколько тысяч контрольных вызовов на номера мобильных и городских телефонов. Если автомат успешно прозванивается в 95% случаях при большом количестве контрольных наборов, значит, сеть связи построена и работает нормально и претензий по этому вопросу к компании у Россвязьнадзора нет.

       «Конечно, измерения Россвязьнадзора во многом объективны и необходимы,– говорит вице-президент компании «Корбина Телеком» Александр Малис.– Но следует понимать, что это не универсальный метод. Есть качество связи в целом и качество связи в тот момент, когда его меряют. Допустим, по два часа в день телефон у вас работает прекрасно, зато все остальное время барахлит. А замер проводился в то время и в том районе, где с сетью как раз все в порядке».

      

Несертифицированные операторы

       «Инструментальный контроль» администрации связи может дать определенное представление о работе сотовой сети. Но даже если все показатели в норме, абонента этим не убедишь. Каждому кажется, что допустимые 5% недозвона приходятся именно на его долю, а также на долю его родственников и друзей. Поэтому негосударственные организации, контролирующие качество связи, используют иные способы тестирования.

       Взгляды независимых сертификаторов на качество сотовой связи в Москве расходятся с мнением руководства надзорных органов. По их мнению, если качество связи в Москве и не ухудшается, то до совершенства ему очень далеко. «На мой взгляд, качество сотовой связи во многих случаях оставляет желать лучшего,– говорит начальник отделения сертификации услуг связи и информационных технологий НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» Раиса Блинова.– Операторы сейчас в основном озабочены маркетинговыми инициативами и увеличением абонентских баз. Качество связи отходит на второй план».

       «Интерэкомс» занимается добровольной сертификацией услуг операторов связи с 1996 года, с момента регистрации в Госстандарте своей системы сертификации. Процедуру сертификации в «Интерэкомсе» прошли такие компании, как «Вымпелком», МТС, «Московская сотовая связь», операторы фиксированной связи «Телмос», «Комстар», «Совинтел», «Комбеллга» и многие другие. С 2001 года «Интерэкомс» входит в Систему добровольной сертификации международной организации АМККТ (Международный конгресс качества телекоммуникаций).

       В НИИ не разглашают подробностей своей методики сертификации, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако известно, что принципиальным ее отличием от проверок, проводимых Госсвязьнадзором, является обращение напрямую к абонентам. «Мы проводим опросы пользователей услуг той или иной компании,– говорит госпожа Блинова.– И при сертификации качества услуг компании их мнение – один из наиболее важных факторов». Сертификат действует в течение двух-трех лет. В течение срока действия сертификата его надо подтверждать ежегодно путем проведения инспекционного контроля.

       Представители НИИ отмечают, что в последнее время операторы сотовой связи не спешат подтверждать соответствие качества своих услуг установленным требованиям и получать сертификат: «На сегодняшний день у компаний совсем другие приоритеты, хотя сертификат во многих случаях производит положительное впечатление на абонентов и, кроме того, улучшает имидж компаний на рынке услуг связи, повышает их рейтинг в глазах инвесторов».

       Сами операторы, впрочем, считают, что вполне могут обойтись без таких сертификатов. «В «Интерэкомсе» мы проходили сертификацию нашей сети D-AMPS.– говорит специалист по связям с общественностью «Вымпелкома» Артем Минаев.– Но нам это ничего не дало. Поэтому мы приняли решение не проходить данную сертификацию нашей GSM-сети».

      

Остановка на достигнутом

       С представителями администрации связи в целом согласны и представители общественных организаций, объединяющих абонентов. «Серьезные проблемы с голосовой связью в Москве остались в прошлом,– говорит координатор проекта «Ячейки.ру» (представительство региональной общественной организации «Общество потребителей мобильной связи» в интернете (РОО ОПМС).– Ъ) Андрей Тимошин.– В 2000-2002 годах, когда абонентские базы компаний росли огромными темпами, сети не справлялись с наплывом подписчиков, что и провоцировало масштабные локауты. Теперь же ситуация с подключением новых абонентов стабилизировалась, и особых проблем со связью мы не усматриваем».

       Выводы относительно московского и региональных рынков представители РОО ОПМС делают на основе регулярно проводимых тест-драйвов сотовой связи. Постоянные посетители сайта «Ячейки.ру» (cells.ru) по собственному желанию тестируют качество связи, звоня на мобильные и городские телефоны, пользуясь GPRS, отсылая друг другу SMS. При этом абонентам предложено выставлять операторам оценки за ту или иную услугу. Окончательная оценка и заключения относительно качества сотовой связи той или иной компании делаются на основании сводных данных, собранных с добровольных тестеров.

       По словам господина Тимошина, колебания качества сотовой связи возможны сейчас при вводе операторами новых агрессивных тарифов. В качестве примера куратор «Ячеек» приводит ситуацию, сложившуюся после введения московским «Мегафоном» тарифного плана Fix (по нему абонент платит за связь не повременно – тарифицируется лишь сам факт звонка). По отзывам посетителей «Ячеек», с появлением Fix дозвониться до абонентов московского «Мегафона» стало сложнее – это можно объяснить резко возросшим трафиком в сотовой сети и ростом нагрузки на нее.

       Некоторые аналитики полагают, что, несмотря на многочисленные жалобы на работу операторов, присылаемые на «Ячейки» и другие специализированные сайты, выводы представителей РОО ОПМС вполне логичны. «Сейчас операторы построили в Москве и большей части Подмосковья полноценные сети,– говорит аналитик «Ренессанс-Капитала» Ольга Жилинская.– Будничные нагрузки если и создают время от времени для абонентов проблемы, то весьма незначительные. Тарифные войны также подходят к концу – падения тарифов, из-за которого абоненты вдруг начали бы интенсивнее подключаться или говорить дольше, чем обычно, не происходит. Пиковые нагрузки на сети сейчас бывают только на Новый год или в случае чрезвычайных ситуаций».

ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ

Приложение к газете «Коммерсантъ» №172(3011) от 16.09.04

"Коммерсантъ"

*