Недоступный интернет. Цены на GPRS-роуминг пока еще слишком велики ("Ъ")
Недавно в Лондоне произошло редкое событие: в городском зоопарке родился слоненок. С начала сентября к малышу, у которого пока нет даже имени, можно заходить в вольер и фотографировать. Идея отправить цифровой снимок в Москву прямо из лондонского зоопарка не кажется такой уж фантастической. Однако никто этого не делает – передать в режиме GPRS-роуминга несколько качественных фотографий стоит чуть ли не дороже, чем посетить сам зоопарк, где билет на взрослого человека обходится почти в $30.
Цены на услуги мобильного интернета очень высоки – передача 1 Мбайт информации стоит примерно $7-12 в зависимости от страны и оператора. Эта стоимость складывается из суммы, которую берет оператор домашней сети, и операторской наценки, составляющей 15%. Европейские операторы берут с приезжих из России в среднем $6-10 за передачу мегабайта информации, так же поступают с европейцами и российские операторы.
Объясняется это просто. Так как сотовые сети GSM изначально не предназначались для передачи по ним информации, надстройка, которую представляет собой протокол передачи пакетных данных GPRS,– явление в сети инородное. Да и операторы, которые основную прибыль получают за голосовой трафик для передачи данных в своих сетях, устанавливают низкий приоритет. Поэтому, например, международный GPRS-роуминг стоит практически на порядок дороже обычного голосового роуминга.
Неудивительно, что эта услуга спросом практически не пользуется. «Аудитория мобильного интернета не очень велика,– говорит руководитель службы обеспечения и развития роуминга компании «Вымпелком» Сергей Борисов.– У нас в день этой услугой пользуется всего несколько сотен человек». А директор по внешним связям компании МТС Андрей Брагинский отмечает, что в России GPRS-роумингом пользуются несколько тысяч человек.
Логично было бы предположить, что увеличению числа пользователей GPRS-роуминга могло бы способствовать снижение цен. Однако операторы и аналитики такого развития событий не предвидят. «Международный GPRS-роуминг пока пользуется спросом только у бизнес-пользователей, которым в общем-то все равно, сколько платить,– считает Сергей Борисов.– Такие абоненты часто даже не знают, какой у них тариф». Поэтому, по словам господина Борисова, цены на GPRS-роуминг в ближайшее время снижаться не будут. Того же мнения и аналитик по телекоммуникациям инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» Ольга Жилинская. «Эта услуга находится в зачаточном состоянии,– говорит она.– Всего год назад операторы закончили тестовую эксплуатацию международного GPRS-роуминга». Госпожа Жилинская отмечает, что до сих пор основную прибыль операторам приносит не передача данных, а обычные услуги голосовой связи. Например, прибыль «Вымпелкома» от дополнительных услуг составляет 15%, МТС – 11%, причем львиная доля доходов приходится на передачу коротких сообщений (SMS).
Получается парадоксальная ситуация: техническая возможность использовать мобильный интернет через GPRS есть уже давно. При этом операторы позитивно восприняли появление телефонов с цветными экранами, встроенными камерами, поддержкой мультимедийных сообщений (MMS) и технологии передачи данных GPRS. Однако использовать эти достижения можно только в одной стране, что совершенно лишает мобильный интернет настоящей мобильности.
Впрочем, операторы не видят в этом ничего страшного. «Мы уверены, что массовое использование GPRS в своей домашней сети – только первый этап, после которого число пользователей международного GPRS-роуминга существенно возрастет,– говорит Андрей Брагинский.– А популярность GPRS зависит от уровня распространения телефонов, поддерживающих эту технологию, разнообразия контента, доступного через GPRS, и, наконец, осведомленности абонентов об услуге». Впрочем, хотя господин Брагинский и отмечает, что компания МТС планирует снизить цены на GPRS-роуминг, определенных сроков он не называет. Осторожно к перспективам развития этой услуги относятся и в «Мегафоне», так что в ближайшее время тем, кто хочет поскорее отправить из-за границы фотографии, лучше поискать интернет-кафе, а мобильный телефон использовать по его основному назначению.
ДМИТРИЙ ЗАХАРОВ
________________________________________________
Приложение к газете «Коммерсантъ» №172(3011) от 16.09.04
*