Передел российского рынка розничной торговли мобильными телефонами, контрактами и аксессуарами вот-вот произойдет. Столичные сотовые ритейлеры в считаные месяцы удваивают число салонов и завоевывают регионы, на освоение которых локальным игрокам понадобилось десятилетие. Если региональные компании не объединятся, с российским рынком сотовой розницы уже через два-три года произойдет то же, что с отраслью сотовой связи – его поделят между собой несколько крупнейших торговых сетей.

Продажа сотовых телефонов, аксессуаров, контрактов операторов связи, а также прием платежей в пользу операторских компаний – один из самых быстрорастущих сегментов розничного рынка. По оценке вице-президента по маркетингу ООО «Выставка мобильной связи» (торговая марка «Евросеть») Владимира Богданова, в текущем году маржа дилерского рынка России вырастет до $900 млн (на 24,4% по сравнению с $680 млн в 2003 году), а в 2005 году темпы роста увеличатся до 39%, маржа достигнет $1,25 млрд. Торговый оборот сотовых дилеров по всем товарным позициям в 2004 году составит около $10 млрд.

По словам директора департамента консультирования BKG Анастасии Варечкиной, российский рынок оборудования и аксессуаров для сотовой связи еще в конце 2003 года стал одним из крупнейших в Европе, а по итогам 2004 года его суммарная емкость может достичь 22 млн устройств. Аналогичный прогноз количества проданных телефонов приводит исследовательская компания Mobile Research Group (MRG). Развитие продаж, по мнению аналитиков, обусловлено ростом экономики в целом и приростом числа абонентов сотовых сетей.

Сегодня в России, по разным оценкам, продажа телефонов, аксессуаров, контрактов и карт предоплаты ведется примерно в 15 тыс. салонах и точках продаж. При этом самые крупные рынки – столичные. Согласно данным Эльдара Муртазина, ведущего аналитика MRG, по итогам первого полугодия 2004 года на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришлось 30% продаж мобильных телефонов. Однако бурный рост числа абонентов в регионах уже во втором полугодии обещает изменить эти цифры: по прогнозу господина Муртазина, доля названных регионов уменьшится до 26%. Руководитель подразделения специализированных исследований компании ACNielsen Татьяна Нуфферова также отмечает, что в Санкт-Петербурге темпы роста чуть ниже региональных, а в Москве уже стала наблюдаться стагнация. «Рост в ключевых городах, где проникновение мобильной связи перевалило за 50%, замедляется, и в этих городах рынок постепенно начинает стабилизироваться»,– говорит она.
  

Приложение к газете «Коммерсантъ» №172(3011) от 16.09.04

"Коммерсантъ"

*