Каждый пятый немец хотел бы восстановления Берлинской стены ("Le Temps")
«Будет лучше, если восстановят Стену!» – говорит 41-летний Михаэль, переехавший из Кельна и поселившийся близ аэропорта «Темпельхоф». Как и он, каждый пятый немец сожалеет о воссоединении Германии: таковы результаты опроса, проведенного на прошлой неделе журналом Stern.
Прошло 15 лет со дня падения Берлинской стены, но Германия все еще разделена. В головах людей. Согласно опросу, проведенному на прошлой неделе журналом Stern, каждый пятый немец выступает за восстановление Стены. Масла в огонь подлил новый президент ФРГ Хорст Келер, заявивший своим согражданам, что им следует свыкнуться с различиями в уровне жизни «между севером и югом, между западом и востоком».
Попытка сгладить эти различия закрепила бы за государством роль «донора» и привела бы к задолженности, которая легла бы невыносимым грузом на плечи молодых поколений немцев. Хорст Келер добавил, что, если кто-либо «не находит работы там, где он родился, он должен сам решать, хочет ли он переселиться в другое место, где у него будут все шансы, или предпочитает жить в своей местности, несмотря ни на что».
Эти заявления, прозвучавшие в интервью президента журналу Focus, вызвали возмущение депутатов от восточных земель, в том числе депутатов от ХДС, которой Хорст Келер обязан своим избранием на президентский пост. За восемь дней до выборов в земельные парламенты Саксонии и Бранденбурга это может усилить позиции неокоммунистов из Партии демократического социализма, которые сетуют на отказ правительства от принципа национальной солидарности. А главное, президент дал козырь в руки тем немцам из западной части страны, которые считают, что для новых земель и так делается слишком много.
«Будет лучше, если восстановят Стену!» – говорит 41-летний Михаэль, переехавший из Кельна и поселившийся близ аэропорта «Темпельхоф». Как и он, каждый пятый немец сожалеет о воссоединении Германии: таковы результаты опроса, проведенного на прошлой неделе журналом Stern. Президент бундестага Вольфганг Тирзе назвал результаты опроса шокирующими. Впервые вопрос был задан немцам напрямую, и ответ на него вызвал реальную обеспокоенность в СМИ и политических кругах. Дело не в ностальгии по «удушающему кокону» и «спокойной серости» жизни в ГДР: просто многие немцы действительно считают, что «раньше было лучше».
На западе каждый «весси» считает воссоединение причиной ухудшения своей материальной ситуации и выступает, как и Михаэль, за восстановление Стены. Слишком много денег – 116 млрд евро в год, не считая выплаты пособий – уходит с запада на восток для экономической поддержки новых земель.
Страх перед безработицей. Между тем на востоке лишь каждый двенадцатый «осси» тоскует по бюрократической экономике и забывает о полицейском характере государства. Но сегодня люди живут здесь в страхе перед безработицей. Каждый второй боится потерять работу. «По крайней мере, раньше работа была нам пожизненно гарантирована. Сегодня я боюсь потерять свой заработок», – говорит 40-летняя Надина, продавщица из булочной на Александерплац. В Берлине безработица охватывает 16% трудоспособного населения, в других восточных землях и того больше – от 17,7 до 21%. Это в два раза выше, чем в среднем по стране. Неудивительно, что три четверти жителей Восточной Германии заявили, что не удовлетворены существующей политической системой.
Социальное неблагополучие выражается в неприятии социальных реформ, проводимых правительством Герхарда Шредера, в частности четвертого пакета так называемого «закона Харца» о выплате помощи по безработице. Но проблема гораздо глубже. Страх выливается в социальный протест, отмечает политолог Рольф Райссиг в журнале Der Spiegel.
«Демонстрации по понедельникам» дают выход недовольству. «В ГДР была лучшая система», – гласил плакат, поднятый участниками одной из таких манифестаций в Берлине. Согласно опросу Stern, восточные немцы считают своих западных сограждан «надменными, эгоистичными, продажными».
«Нелегко вновь соединить две части единого народа, пребывавшего в разделении 45 лет и жившего в условиях двух разных культур», – писал незадолго до своей смерти в августе этого года историк Йозеф Рован во втором издании своей «Истории Германии».
Le Temps Ив Петинья
14:00 14 сентября
Переведено 14 сентября 2004
InoPressa.ru
*