Для понимания того, что было сказано вчера в Кремле, небесполезно сравнить действия президента Путина после Беслана и действия Буша после 11 сентября. Американский президент сделал упор на повышении эффективности спецслужб, разведки и в целом системы безопасности в стране. Конгресс выделил силовому блоку США дополнительные деньги, были приняты дополнительные меры безопасности в аэропортах, местах массового скопления людей.

И, разумеется, президенту Бушу даже в голову не приходило подумать о том, правильно или нет избирается конгресс, нужно то или иное министерство или нет, ему не пришло в голову в связи с терактами 11 сентября заниматься политическими и административными реформами. Представьте себе, что американский лидер после 11 сентября предложил бы избирать конгресс по партийным спискам для того, чтобы усилить роль партии для борьбы с террором или назначать губернаторов штатов из Вашингтона.

А наш президент вытащил из ящика стола старые кремлевские заготовки (записка о чисто партийных выборах в Госдуму появилась в Центризбиркоме еще до Беслана, и до этого Вешняков летал к президенту в Сочи и получил соответствующее одобрение и инструкции) и под лозунгом борьбы с террористами их обнародовал.

То же самое назначение губернаторов – это давняя мечта Кремля. Сотрудники администрации президента вынашивают ее на протяжении всех последних лет, просто не было удобного случая для того, чтобы поставить общество перед таким фактом.

В то же время объявленная вчера политическая реформа вместо укрепления приведет к ослаблению страны. Вместо всенародно избранных лидеров, которые прошли испытание выборами на альтернативной основе, нам фактически предлагают назначенцев из Москвы. Но вот президент Ингушетии Зязиков и новый президент Чечни Алханов в дни бесланского кризиса продемонстрировали, что у назначенцев Кремля нет авторитета, который бы помогал в кризисных ситуациях. Фактически предлагается система, когда во всех 89 российских регионах будет 89 алхановых и зязиковых. Это до предела ослабит власть в регионах, сделает ее нелигитимной в глазах народа, а, значит, ослабит в целом страну.

Тот же эффект будет иметь отказ от одномандатных округов и переход на партийные списки. Согласно социологическим опросам, люди в 6 раз больше доверяют депутатам, избранным по одномандатным округам, чем тем, кто избран по партийным спискам. Переход на чисто партийные выборы в Госдуму означает, что в условиях тотального контроля над телеэфиром и деньгами Кремль проведет в Госдуму только марионеточные партии. Авторитет следующей Думы, с учетом изменений, будет просто нулевым. В результате мы получим парламент, полностью оторванный от территории, от народа. Парламент любой страны скрепляет государство, потому что люди выбирают тех, кто сохраняет с ними связь, кто опирается на избирателей.

Нет ни одной страны в мире с населением более 50 миллионов, где были бы чисто партийные выборы, потому что любая большая страна, не впавшая в маразм, стремится приблизить депутата к избирателю, а не отторгнуть и оторвать.

И, наконец, провозглашенная тотальная перестройка политической системы откровенно противоречит Конституции. Согласно Основному закону страны, источником власти у нас является народ. Объясню это на примере Алтайского края. Есть постановление Конституционного суда от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности некоторых положений краевого устава. В 1995 году в этом регионе как раз собирались принять ту систему, которую сейчас предлагает президент. То есть чтобы губернатор назначался Законодательным собранием региона, а его кандидатура согласовывалась с президентом. Тогда администрация Алтайского края оспорила эти поправки в Конституционном суде. Потому что такая система не обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства, в частности в выборах главы субъекта Федерации. А по Конституции, «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти». Поэтому, как вытекает из Основного закона, высшее должностное лицо региона получает свой мандат только от народа и перед ним ответственно. Кроме того, по действующей Конституции, закону «О Конституционном суде» постановления суда, вступившие в силу, не могут быть пересмотрены, отменены и не могут быть приняты законы, противоречащие постановлениям Конституционного суда. Соответственно, согласно регламенту Госдумы, когда президент внесет оформленные в законопроект инициативы в нижнюю палату парламента, депутаты должны вернуть их ему без рассмотрения, написав при этом, что предложения противоречат Конституции. Более того, я убежден, что вчерашние тезисы, произнесенные в Кремле, противоречат Конституции еще и в другом смысле. Так как источником власти является народ, то каждый гражданин обладает активным избирательным правом и пассивным. Активное право предполагает возможность избирать, то есть прийти на участок и выбрать себе губернатора, а пассивное право дает возможность гражданину самому баллотироваться и стать кандидатом. Теперь два неотъемлемых права каждого российского гражданина фактически аннулируются. Политическая поляна будет полностью укатана в асфальт.

«Новые Известия»

14.09.04

вторник

«Новые Известия»

*