Сегодня в Беслане вслед за Владикавказом начнется учебный год. Не сядут за парту только ученики школы № 1 – сначала они должны пройти курс реабилитации. Несмотря на то что мирная жизнь в Северной Осетии потихоньку налаживается, в республике продолжаются поиски людей, пропавших без вести. Однако их точное число пока не называет ни один чиновник. При этом также никто не осмеливается озвучить и окончательное число погибших.

Точное число пропавших без вести в бесланском аду до сих пор не определено. По разным данным, пропавшими считаются от 100 до 200 человек. Эта неточность и противоречивость порождает слухи, которые ходят по Беслану и Владикавказу. Кто-то утверждает, что пропавших увезли в неизвестном направлении скрывшиеся террористы. Другие уверены в том, что они до сих пор прячутся в подвалах или на чердаках заброшенных домов. Третьи убеждены, что многие находятся в бессознательном состоянии в какой-нибудь больнице. У официальных лиц на этот счет свое мнение. Для них «пропавших без вести» не существует. Есть только неопознанные трупы. Их на момент подписания номера было 90.

«Я думаю, что людям просто негде пропадать, и все слухи на этот счет необоснованны, – заявил «Новым Известиям» начальник информационно-аналитического управления при президенте Северной Осетии Лев Дзугаев. – Поскольку в больницах все пациенты опознаны, значит, «пропавшие без вести» находятся в морге. Окончательных цифр погибших в результате теракта в Беслане пока нет. Они появятся и будут обнародованы только тогда, когда будет закончено следствие, когда будут известны результаты генетической экспертизы».

В администрации Беслана, где находится штаб по розыску пропавших без вести, с цифрами тоже неразбериха. «Списки неопознанных людей продолжают уточняться, – пояснили «НИ» представители администрации Беслана. – Как, впрочем, нет и точных цифр погибших. Можем сказать наверняка, что на городском кладбище по данным на понедельник захоронен 221 человек. Еще 39 – по всей Северной Осетии. 13 гробов отправлены в Москву. Всех, кто обращается к нам с просьбой помочь найти пропавших без вести родственников, мы просим сдать кровь для генетической экспертизы и обратиться в милицию».

В Беслане на дверях разрушенной школы № 1, на стенах больниц и жилых домов по-прежнему висят фотографии детей и взрослых, которых разыскивают родственники.

«У родителей пропавших без вести детей уже нет сил стучаться в закрытую дверь, вымаливать у властей хоть какую-либо информацию о наших детях, – сказала «НИ» Ирина Цой, мама двенадцатилетней пропавшей без вести Светланы. – Мы уже обезумели от горя, верим всем самым фантастическим слухам. А в администрации нам говорят, что никакой информации нет и не будет. Ни помощи, ни доброго слова за все эти дни от наших чиновников мы не дождались».

Между тем на городской площади Беслана развернут пункт сдачи крови. Чтобы достоверно опознать одну жертву, нужны образцы биоматериалов как минимум пятерых родственников. Ведь кроме целых тел патологоанатомам предстоит идентифицировать и множество фрагментов. А это не так просто и не так быстро. Все Генетические экспертизы проводятся в 124-й судебно-медицинской лаборатории Министерства обороны РФ в Ростове-на-Дону.

«Для того чтобы сделать эту сложнейшую экспертизу, ни тела, ни их фрагменты в лабораторию, аналогов которой в России нет, доставлять совершенно не обязательно, – сказал «НИ» начальник пресс-службы Северо-Кавказского военного округа полковник Игорь Конашенков. – Достаточно исследовать немного крови, кусочек кожи или волос и выделить из них геном. То же самое наши криминалисты проделают и с кровью предполагаемых родственников погибших. И только после этого результаты будут сравниваться».

По словам Игоря Конашенкова, для выделения генома из крови родных нет никакой необходимости везти их из Беслана в Ростов-на-Дону. «По опыту могу сказать, что вероятность успеха в такой работе оценивается 99,9 процента, – продолжает Конашенков. – И он зависит прежде всего от аппаратуры, которая у нас на уровне мировых стандартов. Специалисты тоже опытные, работают здесь с первой чеченской войны. Для получения результатов им понадобится месяц – полтора. И работа сложная, и объем большой».

Между тем в ОВД Правобережного района Беслана составляют следственные карты пропавших без вести, в которые заносятся параметры разыскиваемого, три фотографии – правый профиль, анфас и левый профиль, а также характерные приметы человека.

«Люди настаивают, что их родственники живы и просто где-то прячутся, – рассказали «НИ» в уголовном розыске местного ОВД. – Поэтому мы каждый день проводим рейды по городу и его окрестностям – осматриваем все возможные места, где могут быть люди. Пока, увы, никого не нашли. И вряд ли найдем. Но нельзя лишать людей надежды».

Почти все неопознанные трупы по-прежнему находятся во Владикавказе. Они распределены по полу и возрасту и содержатся на железнодорожном вокзале в специальных вагонах-холодильниках. Один вагон – женщины. Второй – девочки. Третий – мужчины и мальчики.

«У нас осталось 85 неопознанных тел, 25 из них дети, – говорит заведующая танатологическим отделом бюро судебно-медицинской экспертизы Наталья Олейник. – Всего же из 329 тел, поступивших к нам после трагедии в школе, было опознано 242. Одного в понедельник забрали из прокуратуры. Мы его исследовали в обычном порядке, как жертву теракта. Оказалось, что это боевик. Фрагменты человеческих тел, которые не поддаются индентификации – головы, шеи, грудные клетки, – мы отправили в Ростов».

Официальные лица заверяют, что не стоит искать пропавших без вести в больницах, личности всех, кто попал в лечебные учреждения, установлены. «В столичных клиниках неопознанных детей нет, – сообщили «НИ» в представительстве Северной Осетии в Москве. – Все они прибыли из Беслана либо с родителями и родственниками, либо с другими сопровождающими, несущими за них ответственность. В настоящее время в московских стационарах находятся 122 пострадавших, из которых 90 детей. 50 человек находятся в крайне тяжелом состоянии, 25 из них – дети».

Между тем, по данным Миздрава РФ, в Москве на лечении находятся 125 человек. 219 пострадавших находятся на лечении в Северной Осетии. В Центральной районной больнице Беслана лежат 32 человека, в том числе 15 детей, в Республиканской клинической больнице Владикавказа – 16 человек, в том числе 3 детей, в Клинической больнице скорой медицинской помощи Владикавказа – 56 человек, в том числе 6 детей, в Республиканской детской клинической больнице – 100 детей. Всего же ранения получили свыше 500 человек, около 400 находятся в больницах.

По данным управления социальной защиты Беслана, список пострадавших в результате захвата школы содержит более 1300 человек. По информации управления соцзащиты Беслана, в результате теракта погибли 328 человек. Однако другими официальными лицами называлась цифра 331 человек.

ОКСАНА СЕМЕНОВА, ИРИНА МАСТЫКИНА

«Новые Известия»

14.09.04

вторник

«Новые Известия»

*