В понедельник в Белом доме на расширенном заседание правительства, которое проводит лично Владимир Путин, президент России сделал заявление, которое в ближайшем будущем должно в корне изменить всю политическую структуру России — он будет сам назначать глав субъектов федерации: губернаторов и президентов. Повод для сегодняшнего заседания исключительный: исполнительная власть определяет, что ей необходимо сделать для эффективного противостояния терроризму.

На расширенное заседание правительства сегодня впервые были приглашены руководители всех 89 субъектов РФ, отмечает ИТАР-ТАСС. Всего в нем участвует почти 150 высших руководителей страны: члены кабинета, администрация Кремля, Генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, директор СВР Сергей Лебедев, директор ФСО Евгений Муров, глава Центробанка Сергей Игнатьев, полпреды президента.

Как выяснилось сразу после открытия заседания правительства, последние теракты в России стали поводом для перестройки госвласти. Как заявил Владимир Путин, «без слез невозможно не только говорить, невозможно даже думать о том, что произошло в Беслане, но одного сострадания совершенно недостаточно, необходимо действовать» и «кардинально пересмотреть» механизмы деятельности госвласти в России.

Власть перешла к следующим действиям:

— будет перестроена государственная власть «с целью недопущения кризисных ситуаций»;

— высшие руководители в регионах будут избираться по представлению самого президента Путина (единство вертикали власти должно обеспечить эффективную борьбу с терроризмом);

— будет введена пропорциональная система выборов в парламент страны (т.е. не будет одномандатников);

— будет создана Федеральная комиссия по Северному Кавказу;

— будут запрещены экстремистские организации, являющиеся «рассадником терроризма».

Как пишут сегодня «Известия», не было ни четко оговоренной повестки, ни заранее подготовленных и разосланных для обсуждения документов. С одной стороны, у Путина после ряда совещаний с силовиками, скорее всего, уже есть некая намеченная концепция если не мер, то подходов, и ряд политических позиций будет озвучен.

С другой — Путин намерен выслушать предложения и членов правительства, и приглашенных на заседание глав регионов (в столь широком составе исполнительная власть в Белом доме еще не собиралась). Причем предложения должны касаться не компетенции непосредственно силовых органов, а того, что могут реализовать сами губернаторы либо непосредственно в регионе, либо на уровне законодательных инициатив.

Главный смысл приглашения на заседание правительства губернаторов очевиден: потенциальной территорией следующего теракта может считаться любой регион страны. «Стране объявлена война» — на эту путинскую фразу в последнюю неделю ссылаются многие. А значит, укреплять меры безопасности только на Северном Кавказе или только в Москве бессмысленно. И если объявленная Путиным сразу после Беслана скорая перекройка системы обеспечения безопасности произойдет, то она должна распространиться на все регионы, что невозможно без активного участия губернаторов.

Скорее всего, Путин поставит перед губернаторами задачу максимальной помощи правоохранительным органам, а также, где это возможно, общественного контроля над их работой, пишет газета «Известия».

В субботу, предваряя заседание правительства, Путин провел совещание с членами Совета безопасности. Были представлены все силовики (Николай Патрушев, Сергей Иванов, Рашид Нургалиев, Сергей Лебедев), главы правительства, МИД и кремлевской администрации. Плюс президент Северной Осетии Александр Дзасохов и полпред в Южном округе Владимир Яковлев.

Детали совещания публичности преданы не были, известно лишь, что речь шла как о ходе расследования теракта в Беслане, так и о мерах по усилению безопасности на Северном Кавказе в целом. Из объединения этих двух тем появились первые кадровые выводы: в субботу ближе к вечеру было объявлено о том, что Путин освободил от занимаемых должностей министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева и главу УФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева. Это первые отставки, являющиеся результатом произошедшего в Беслане. Но вряд ли последние.

Путин уже говорил о том, что намерен в непубличном режиме установить цепь событий, сделавших возможным захват школы в Беслане. Расследования, как президентское, так и ведомое прокуратурой, по сути только начаты, и скорых итогов от них ждать не стоит. Хотя первые выводы расследования Генпрокуратура обещает огласить уже на наступающей неделе.

Отставки осетинских силовиков — жест скорее политический, нежели свидетельствующий о том, что именно они могут быть объявлены главными виновниками трагедии. Не факт, что уход Дзантиева и Андреева сможет разрядить политическую ситуацию в самой Северной Осетии. Но несколько снизить накал на владикавказских митингах и тем самым облегчить положение Александра Дзасохова — вполне возможно.

В Белом доме же сегодня вряд ли будут публично говорить о ходе расследования и о том, кто еще из силовиков может лишиться своих постов. И весьма маловероятно, что большой сбор исполнительной власти принесет какие-либо моментальные рецепты, тотчас же готовые к реализации. Просто началась мобилизация правительства для борьбы с терроризмом, заключают «Известия».

www.newsru.com

*