12 сентября замечательный музыкант Владимир Теодорович Спиваков отмечает 60-летие. Представить современный музыкальный мир без Владимира Спивакова так же сложно, как Петербург – без белых ночей, а Париж – без Эйфелевой башни. Концерты и фестивали, благотворительные фонды и конкурсы, «Виртуозы Москвы» и Фестиваль в Кольмаре… Это и многое другое – заслуга неутомимого маэстро.

Владимир Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе, откуда его семья переехала в Ленинград. Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории. Через 10 лет, в 1967 году Владимир Спиваков заканчивает Московскую государственную консерваторию по классу профессора Юрия Янкелевича. Впрочем, учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха – во время учебы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

К окончанию Консерватории талантливый музыкант уже был известен коллегам из других стран: в 1965 году он получил первую премия на конкурсе в Париже, в 1967 году — премию конкурса имени Паганини в Генуе. За этими наградами последовали первая премия на конкурсе в Монреале (1969 год), вторая премия на Конкурсе имени П. И. Чайковского в 1970 году.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений Владимира Спивакова в США, начинается его блестящая международная карьера. Маэстро Спиваков неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечает в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха. Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Владимир Теодорович играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами – поклонниками его большого таланта.

1979 — год дирижерского дебюта Владимира Спивакова с Чикагским филармоническим оркестром. В этом же году создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и становится его бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Бернстайн в конце обучения подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, тем самым символически благословив его как начинающего, но многообещающего дирижера. С тех пор с этой дирижерской палочкой Маэстро Спиваков не расстается никогда.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы»». За 25 лет существования «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Теодоровича побывали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, в Европе, США и Японии, принимали участие в самых известных международных музыкальных фестивалях, таких как Зальцбургский, Эдинбургский, «Флорентийский май», Нью-Йоркский, Токийский, Помпейский, Люцернский, Кольмарский.

Карьера Спивакова-дирижера развивается ничуть не хуже, чем Спивакова-солиста. Он выступает в лучших концертных залах мира, дирижируя концертами американских симфонических оркестров (чикагского, филадельфийского, кливлендского, Нью Уорлд симфони), европейских оркестров театра «Ла Скала», Академии «Санта-Чечилия» и многих других.

В 1989 году Владимир Спиваков создает Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени. За это время на фестивале выступило множество выдающихся музыкантов и музыкальных коллективов.

С 1994 года Владимир Спиваков принимает эстафету от Н. Мильштейна по проведению ежегодных и мастер-классов в Цюрихе. Многие музыкальные конкурсы приглашают в жюри Владимира Теодоровича.

Последние несколько лет Владимир Спиваков ежегодно принимает участие в работе Всемирного Экономического Форума в Давосе (Швейцария) в качестве Посла искусства ЮНЕСКО.

Владимир Спиваков уже много лет занимается благотворительностью. Вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» он давал концерты в Армении сразу же после страшного землетрясения 1988 года, на Украине через 3 дня после Чернобыльской катастрофы… В гастрольном архиве «Виртуозов» — многочисленные концерты для бывших узников сталинских лагерей, сотни благотворительных концертов по всему бывшему Советскому Союзу.

В 1994 году Владимир Теодорович создал Международный благотворительный фонд, который помогает молодым талантам и детям-сиротам. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России – дети, которых надо любить, учить, растить. Маэстро уверен: через любимых и желанных детей Россия будет счастливой. Владимир Спиваков широко известен и своей благотворительной деятельностью.   Около 1,5 тысяч детей получили помощь, организовано более 500 концертов, проведено около 50 художественных выставок. 500 человек стали стипендиатами, 50 из них — лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Подарено 94 музыкальных инструмента, оказано содействие в проведении более 30 хирургических операций.

По материалам официального сайта Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.

ГТК "Телеканал "Культура"

*