Леденящие душу и очаровывающие, искрящиеся радостью и обжигающие болью, холодные и ласкающие, пустые и мудрые… Глаза, пожалуй, одна из самых больших загадок человеческого организма. Они умеют говорить, даже кричать и совсем не способны врать. Другое дело, что мы обычно предпочитаем обманываться мимикой и даем усыплять себя речами.

Напрямую связанные с нервной системой, глаза отражают истинную реакцию человека еще до того, как он сам ее осознал. А как вам тот факт, что радужка глаза реагирует на свет какое-то время после того, как человек умер? Все эти тайны сегодня активно пытаются раскрыть ученые-иридологи. Они убеждены, что глаза — зеркало не только души, но и тела. Что, посмотрев человеку в глаза, можно установить причину его плохого самочувствия и даже назвать больной орган. Вообще иридодиагностика — это метод распознавания болезней, основанный на сигнальной функции радужной оболочки (по-гречески радужка — iris), а иридофототерапия — способ их лечения через нее светом. Корреспондент “МК-Воскресенья” встретился с основоположником иридологии в России, автором схемы проекционных зон радужки, которые сегодня применяют врачи всего мира, профессором, доктором медицинских наук, академиком Евгением ВЕЛЬХОВЕРОМ.

Заглянуть в глаза Тутанхамону

    Больше трех тысяч лет назад в Древнем Египте правил Тутанхамон. Призвал он к себе жреца-врачевателя, чтобы тот установил причину его странного недомогания. Жрец принес с собой несколько небольших сосудов, песочные часы и металлические пластины, покрытые особой серебристой жидкостью. Ел Акс (так его звали) тщательно осмотрел фараона и расспросил его о болезни. Затем он усадил Тутанхамона и, поднеся одну из пластин к его глазу на расстояние 2 см, перевернул песочные часы. Фараон, не моргая, терпеливо ждал. Когда весь песок просыпался, Ел Акс убрал пластину и нанес на нее какую-то жидкость. Затем жрец ушел в свою лабораторию, и до сих пор никто не знает, какими составами он покрывал пластины, но после химической обработки на них появилось цветное изображение радужки фараона.

    — Эти своеобразные фотографии можно увидеть и сегодня, — рассказывает профессор Вельховер. — Они хранятся в Ватикане. Причем краски до сих пор не потеряли своего яркого цвета! Секрета же “цветного фотографирования” Ел Акса мы, ученые, увы, так и не раскрыли. Зато по уцелевшим изображениям радужки Тутанхамона можем сказать, что правитель Древнего Египта был очень больным человеком.

    Ел Акс описал диагностику по радужке на двух папирусах длиной 50 метров и шириной 1,5 метра. Они были найдены при раскопках в Гизе и хранятся в Вавилонской библиотеке. А знаменитый жрец оставил после себя славу не только иридодиагноста, но и популяризатора глазной диагностики. Благодаря ему она распространилась из Египта в Вавилон, Индокитай, на Тибет и другие регионы. Но и это еще не самое древнее упоминание об иридодиагностике. В пещерах Малой Азии были найдены каменные плиты с выбитыми на них изображениями радужки и указаниями на связи радужной оболочки с различными органами человеческого тела. Возраст этих плит оценивается в 5 тысяч лет.

    Современное возрождение иридодиагностики связано с именем доктора медицины Игнаца Пекцели из Венгрии. Он систематизировал иридологические тесты и дал первые обоснования метода иридодиагностики. А все началось с необычного случая, произошедшего с 11-летним Игнацем. Однажды, гуляя в лесу, мальчик обнаружил совиное гнездо и попытался достать из него яйцо. Внезапно налетевшая сова вцепилась мальчику в руку. В завязавшейся борьбе Игнац сломал сове лапу, и тотчас же на радужке птицы на стороне поврежденной лапы появилась вертикальная черная полоса.

    Происшествие в лесу оставило неизгладимое впечатление в памяти будущего доктора. Позднее, в период обучения в Венском университете и особенно во время работы в хирургическом госпитале, Пекцели стал наблюдать за изменениями радужки у людей при различных заболеваниях. Он обнаружил, что каждому участку тела или органу соответствует определенный сегмент в радужке. В результате многолетних исследований ученого появилась на свет первая в мире схема проекционных зон радужки.

    Но самых больших успехов в этой науке достигли именно советские ученые, которые стали заниматься вопросами иридологии с конца 70-х. На базе отдела клинических исследований Университета дружбы народов имени П.Лумумбы группа ученых-медиков под руководством невропатолога Вельховера проводила уникальные исследования, в необходимости которых Евгению Сергеевичу удалось убедить Минздрав СССР. И скоро по всей стране для врачей были открыты центры и школы иридологии, создана Ассоциация иридологов. А советская промышленность стала выпускать приборы для иридодиагностики. Ничуть не хуже тех, что использовал жрец Ел Акс.

“Глазной” диагноз

    — Поведаю вам историю, которую до сих пор никому не рассказывал, — говорит Евгений Вельховер. — Заболел один важный человек, входящий в Президиум Верховного Совета (имя его по понятным причинам назвать не могу). Стал он угасать: пропал аппетит, появился кашель, потливость. Во Франции (куда он поехал по государственным делам) ему после многочисленных исследований поставили диагноз “катар верхних дыхательных путей” и пообещали, что через несколько дней соответствующей терапии он полностью выздоровеет. Но не тут-то было. Мужчине становилось все хуже и хуже. В московской больнице, где он наблюдался, у него тоже ничего не нашли. В то время там работала одна из моих учениц. Она увидела на его радужке, в той зоне, что соответствует легким, яркую черную точку. Уговорила мужчину приехать ко мне на консультацию. Я вынужден был констатировать, что в легких начался серьезный патологический процесс — рак. Медицинские светила, которые лечили его, увы, мне не поверили. Через какое-то время государственный муж умер от рака легких.

      — Иридодиагностика позволяет выявлять любые заболевания?

    — По сути, да. Причем она может выявлять заболевания на ранних стадиях, когда обычными методами диагностировать болезнь еще нельзя. Вообще, изучив радужку глаза человека, легко определить структурные изменения в его тканях задолго до того, как они приведут к дисфункциям организма. Потому иридолог должен быть не просто лекарем, но и учителем, способным обучить пациента правильному образу жизни, подобрать для него диету, режим и тем самым предотвратить развитие патологии. Интересно, что по радужке можно определить наследственную предрасположенность к заболеванию. Нам удалось доказать, что иридодиагностика позволяет обнаружить изменения во всех органах и локализовать их с достаточной степенью точности, а также судить о конституциональных особенностях организма, об общем состоянии нервной, сосудистой систем, системы микроциркуляции, о стрессовой готовности и пр. Кроме того, она дает возможность оценить, вызвано заболевание каким-либо поражением органов, связано с накоплением в организме токсинов, шлаков или, может, возникло из-за повышенных нервных нагрузок?

    — Чтобы это выяснить, достаточно просто посмотреть в глаза больного?

    — Ну если у самого врача острое зрение и он настоящий мастер в области иридологии, то наверняка сможет поставить достаточно точный диагноз и таким способом. Однако мы в основном используем для этого специальные увеличительные приборы, световые лампы, компьютеры. Лично я разработал несколько компьютерных программ, которые позволяют сделать диагностику за считанные минуты.

    — А может такую диагностику с помощью ваших программ и новых приборов сделать неспециалист?

    — Вот это-то самый больной для меня вопрос. К сожалению, иридодиагностика, как и большинство нетрадиционных методик, не избежала внимания множества шарлатанов, зарабатывающих на доверчивых пациентах, что значительно подорвало престиж интереснейшего научно обоснованного метода. Увы, многие мои ученики стали обучать всех подряд, включая людей, не имеющих даже базового медицинского образования. Я считаю это недопустимым. Иридология — сложнейшая наука, в ней не место дилетантам. Что ж до компьютерных программ, они по-настоящему работают только в руках специалиста.

    — Почему иридологов нет в поликлиниках и больницах?

    — Они есть, но их очень мало. Это связано с тем, что иридология все-таки революционная наука и в ней еще много неясного, требующего серьезного изучения. А с тех пор, как я перестал из-за своего преклонного возраста (Вельховеру исполнилось 78 лет. — Авт.) заниматься изысканиями в этой области, иридологи словно ушли в подполье. Научные работы ведутся очень вяло. Исключение составляют разве что Институт космической медицины и Университет дружбы народов.

    — На что обращает внимание иридолог, когда изучает радужку?

    — На наличие темных точек, изменение плотности радужки, рисунок ее волокон и многое другое. В идеале волокна должны быть ровными, четко подогнанными друг под друга. У больных же людей они неплотные, рыхлые, местами разорваны, извиты. Кроме того, признаком патологии являются лакуны — листовидные впадины или дыры. Чем больше их, тем больше у человека проблем со здоровьем. Вообще признаком крепкого организма человека является чистая плотная радужка с гладкой поверхностью. Однако нужно иметь в виду, что 80% знаков на радужке — наследственные и говорят о генетической предрасположенности человека к тому или иному заболеванию.

Почему тускнеет взгляд?

    — Евгений Сергеевич, известно, что радужка определяет цвет глаз. Так почему они все-таки у всех разные?

    — Цвет зависит от концентрации в пигментных слоях радужки красящего вещества меланина. Чем его больше, тем темнее глаза.

    К сведению, всего известно четыре вида пигментных клеток — серебристо-белые, красные, желтые и черные. Все они настроены на определенные длины световых волн. И в итоге радужка является чем-то вроде биоэнергетической (световой) ловушки-локатора. С одной стороны на нее идет воздействие световых лучей извне, с другой — поступает сигнал из здорового или больного органа. От встречи этих двух сил зависит возникновение отдельных очагов пигментации.

    — Правда, что у голубоглазых людей более крепкое здоровье?

    — В XIX веке некоторые зарубежные ученые действительно считали, что небесно-лазурная окраска глаз является наиболее совершенной и присуща людям с хорошим здоровьем, в то время как коричневая указывает на наличие наследственной или приобретенной болезни. Однако эти утверждения антинаучны. Вообще цвет глаз имеет светозащитную функцию. И голубоглазые являются в известном смысле людьми обделенными — у них слабые световые фильтры. Именно поэтому шведы, норвежцы лучше чувствуют себя в пасмурно-прохладной части Европы. И это объясняет, почему переезд светлоглазого человека на юг, из привычного климата в условия интенсивного светового излучения, чреват всевозможными перевозбуждениями: повышенной нервозностью, гипертоническими кризами и т.д. И наоборот, переезд человека с темными глазами с юга на север может вызвать слабость, депрессивные состояния. Еще один интересный момент: темноглазым требуется в среднем в два раза больше лекарств, чем светлоглазым. И лечебное голодание им нужно проводить в два раза дольше, чтобы достигнуть необходимого эффекта. Проще говоря, светлоглазые более чувствительны.

    — А почему у чукчей темные глаза, хотя они живут в тех же географических широтах, что и шведы?

    — Для климата Крайнего Севера характерен яркий снежный покров в течение длительного времени. Он подобен громадному зеркалу, отражающему 95% солнечных лучей. Особенно интенсивны залитые светом белоснежные равнины весной. В это время у людей с незащищенными глазами возникает снеговая слепота, или своеобразный ожог глаз. Потому у аборигенов этих мест — чукчей, ненцев, эскимосов — выработалась природная защита: темные глаза, волосы и смуглая кожа.

    — Интересно, а какой цвет глаз преобладает у москвичей?

    — Несколько лет назад мы провели исследования, в результате которых выяснилось, что у коренных москвичей и жителей области доминирующим цветом является голубой (30%), а наиболее редкими — зеленый (4%) и темно-коричневый (2%). Это объясняется тем, что в Москве умеренная светоэнергетическая полоса.

    — Правда, что количество темноглазых людей с каждым годом увеличивается и что это признак ухудшения экологической ситуации?

    — Наши исследования, проведенные в конце 90-х, показали, что число темноглазых действительно с каждым годом растет (за последние 30 лет увеличилось на 17%). И я думаю, что это может быть защитной реакцией организма. Темный цвет глаз, повторюсь, обеспечивается за счет пигмента меланина. Так вот именно меланин обладает антибиотической и противоопухолевой активностью, увеличивает выживаемость организма в условиях пониженного содержания кислорода в атмосфере, защищает белки и некоторые ферменты от распада. Он также обладает антиоксидантными свойствами, способностью активизировать энергетический гомеостаз клетки. Исследования показали, что осложнения при инфекционных заболеваниях у кареглазых бывают в 7 раз меньше, чем у людей с серыми и голубыми глазами.

      — Почему у одних людей блестящие глаза, а у других тусклые?

    — Все дело в серебристо-белых пигментных клетках — гуанофорах. Именно они обуславливают особое состояние, которое можно охарактеризовать как сияние или блеск глаз. Интересно, что количество гуанофор зависит от работы вегетативной нервной системы. У психически и физически здорового человека их очень много. С годами и перенесенными болезнями их число уменьшается и глаза тускнеют. Надо сказать, что сегодня глаза “гаснут” даже у самых молодых.

    — Евгений Сергеевич, верно ли утверждение, что во всем мире нельзя найти двух людей с абсолютно одинаковыми глазами?

    — Вне всякого сомнения. Радужка каждого человека совершенно неповторима. Она настолько индивидуальна, что могла бы сослужить неоценимую услугу в криминалистике, поскольку ее картина в сотни раз богаче и точнее любого дактилоскопического отпечатка. Однако под воздействием различных факторов она может неоднократно меняться в течение жизни.

    — А по зрачку можно узнать о заболеваниях человека?

    — Еще бы! И здесь в основном имеют значение его величина, цвет, форма, способность сужаться и расширяться. Ученые Ким Дыхун и Иосиф Макарчук создали в московской лаборатории уникальный аппарат для изучения зрачка — бинокулярный пуппилограф. С его помощью можно определить очень точно работу центров мозга, температуру, скорость, тонус симпатической и парасимпатической нервных систем, функции уникальных медиаторов — ацетилхолила и адреналина. Но самое любопытное, он позволяет узнавать генетические задатки человека, определять степень его выносливости и резервных сил. Это можно с успехом использовать в большом спорте.

    — Через зрачок и радужку возможно лечить?

    — Этим собственно и занимается иридофотерапия. В отдельные участки — проекции посылается световая волна определенного цвета. Более быстрого и “чистого” направления воздействия трудно вообразить. Правда, проводить такую терапию должен специалист очень высокого уровня, который не просто найдет нужную проекционную зону, но и будет точно знать, сколько времени, какими цветами и какой длины волной на нее воздействовать. Увы, таких людей сегодня в мире найдется всего несколько десятков человек. Кроме того, лично я считаю, что дальнейшее развитие иридологии напрямую связано с созданием новейших высокоточных приборов.

МК-Воскресенье

от 12.09.2004

Ева МЕРКАЧЕВА

МК-Воскресенье

*