Городской совет Мюнхена принял решение сохранить и взять под охрану деревянную русскую церковь, воздвигнутую батюшкой Тимофеем в районе, где ныне располагается Олимпийский стадион. Кроме того, как объявлено, в первозданном виде будут сохранены прилегающий к ней небольшой сад с огородом, пасека и домик, в котором ныне музей.

Эту новость корреспондент «РГ/РБ» попросил прокомментировать большого друга батюшки Тимофея, мюнхенского литератора Исая ШПИЦЕРА.

    – Казалось, что он будет жить вечно. Еще несколько лет назад на своем участке при церкви он сажал картошку, окучивал и пропалывал ее, собирал урожай, ухаживал за цветами, присматривал за пчелами…

Батюшка Тимофей на своем подворье

незадолго до смерти

    Тимофей Васильевич Прохоров («Батюшка Тимофей», как все называли его в Мюнхене) скончался 14 июля на сто одиннадцатом году жизни. «РГ/РБ» неоднократно писала об этом удивительном человеке, и все-таки будет уместным вспомнить еще раз перипетии его необычной судьбы.

    Жизнь батюшки Тимофея представляется легендой, которую он сам творил. И эта легенда прочно вплетена в исторические события прошлого века, а история – в его жизнь.

    Путь на Запад донского казака Тимофея Прохорова начался не по его воле еще во время Второй мировой войны. Разбитые под Сталинградом немецкие войска откатывались от берегов Волги. На их пути лежал город Шахты. Войдя в него, солдаты в кругу прочего реквизировали подводу, запряженную парой лошадей. Возницей на ней был местный житель Тимофей Прохоров. В оккупированном городе он развозил уголь по домам горожан и тем самым зарабатывал на пропитание семьи. Было ему тогда уже под пятьдесят.

    Погрузив в телегу раненых, немцы приказали Тимофею следовать за ними. Не дали даже заскочить домой, попрощаться. Отпустили его через месяц в районе Ростова.

    Тут, думаю, будет уместно сказать, что отношение советских властей к Тимофею Прохорову особой теплотой не отличалось. Работящий хозяин из раскулаченных, он не мог не быть у них на особом учете. А тут еще и врагам чем-то помог. Иными словами, в лучшем случае его ожидала тюрьма и лагерь, а в худшем…

    С такими вот невеселыми мыслями возвращался Тимофей Васильевич домой. А что было делать? И вот в первую же ночь, едва он заснул, явилось ему в степи видение. Передаю слова, которые я услышал непосредственно от него: «Явилась передо мной в огненном столбе от земли до неба Матерь Божья, Царица Небесная, преградила путь и говорит: «Нет, тебе, Тимофей, дороги домой. Езжай на Запад и строй там Церковь мира Востока и Запада». Как услышал я это, то упал я в снег и заплакал: «Куда ж, говорю, я поеду, когда у меня двое детей, да жена вот-вот родит еще одного». Богородица улыбнулась и отвечает: «О них позабочусь я. А жена твоя уже родила сына. Назвали его Владимир. А у тебя путь один – на Запад».

    Не посмел верующий человек ослушаться голоса Неба, развернул лошадей и поехал выполнять свое предназначение.

    По проселочным дорогам, через опаленные войной города и села добрался за год он до Австрии. Немецкого языка Тимофей Васильевич не знал, деньги отсутствовали, но зато была цель.

    Как-то на вокзале в Вене повстречалась ему русская женщина, угнанная в Германию, одна из таких же скитальцев, что и он. Познакомились. Женщина назвалась Наташей. Решили, что вдвоем им будет легче сносить тяготы кочевой жизни. А Тимофей вспомнил слова Девы Марии: «Строить будешь не один – дам тебе помощницу».

    Дальше странствовали вместе. Работали где придется. Жили без документов, но не отчаивались. В пригороде Зальцбурга стали возводить храм, но австрийские власти его сломали, мотивировав, что у русских нет соответствующего разрешения и документов. И вот когда они совсем было отчаялись, снова явилась Тимофею во сне Дева Мария со словами: «Идите в Мюнхен и стройте там».

    В баварскую столицу Тимофей и Наташа прибыли в 1952 году. Ночевали под мостами, пищу готовили на кострах, затем нашли себе пристанище в районе гигантских мюнхенских свалок. Это теперь здесь живописный Олимпийский парк. А тогда – горы мусора, щебня и кирпича от почти полностью разрушенного авиацией союзников города.

    Рядом, на месте старого аэродрома, размещалась американская военная база. И когда Тимофей однажды рассказал ее офицеру, с которым познакомился, о своем желании строить рядом со свалкой церковь, тот не раздумывая ответил: «Мы, американцы, нация свободная. Бери земли сколько хочешь!» И Тимофей «взял». Правда, вскорости явился полицейский и поинтересовался:

    – Что строите?

    – Церковь.

    – Кто разрешил?

    – Царица Небесная поручила, а вот бумажки нет.

    – Ясно, – сказал полицейский. – Потом что-то написал на официальном бланке и вручив его Тимофею сказал: – Иди в районную управу. Там разберутся.

    И свершилось чудо. Районные власти не только выдали разрешение на строительство домика и церкви, но даже вручили Наташе с Тимофеем паспорта.

    И потекли их годы в трудах и хлопотах. Продолжали строительство церкви, завели огород, посадили цветы, фруктовые кусты и деревья. У одного местного крестьянина купили старые ульи, в которых до сих пор живут пчелы. Урожаи клубники и собранный мед стали сдавать в магазины на продажу. Появились какие-то деньги. На них покупали стройматериалы.

    Все этапы этого необычного строительства отражены в многочисленных фотографиях, что висят на стендах музея, созданного на личные сбережения в их бывшем доме десять лет назад Камиллой Крауз (Camilla Kraus). Эта местная немка много и искренне помогала им. И таких как она, то есть любящих Россию, в Мюнхене сотни.

    А потом в более-менее устоявшийся быт Тимофея Васильевича и Наташи ворвалось незнакомое слово – «Олимпиада». На слух оно казалось красивым, но сколько принесло им волнений и хлопот.

    Дело в том, что через их усадьбу должна была пройти трасса для конно-спортивных соревнований. Как написала тогда одна местная газета, «кони будут прыгать через церковь». Но не прыгнули. На защиту русской церкви встали не только Тимофей Васильевич с Наташей, но и многие местные жители, которых они раньше не знали. В прессе разгорелась бурная дискуссия. И тогда сам главный архитектор Олимпийского комплекса доктор Бенеш (Benesch) приехал взглянуть на «предмет спора». Осмотрев все и поговорив с Тимофеем Васильевичем и Наташей, он прямо в их домике развернул на обеденном столе чертежи и принял решение – отправить лошадей скакать в другое место. Меткие на слово журналисты тут же откликнулись на эту новость, назвав батюшку Тимофея и Наташу «первыми победителями Мюнхенской Олимпиады».

    Наташа, с которой Тимофей зарегистрировал брак в 1972 году (а было тогда невесте 76), ушла из жизни пять лет спустя. Перед смертью просила похоронить ее рядом с церковью и даже указала место. Но власти на это согласия не дали. Похоронили ее на одном из городских кладбищ. А на том месте, что она указала, Тимофей Васильевич сделал символическую могилку, поставил крест, посадил цветы и по несколько раз в день приходил к могиле помолиться.

    С тех пор жил он один. Но одиноким себя не чувствовал. Его постоянно окружали и о нем заботились люди. Несколько раз из России приезжали погостить дети Татьяна, Александр и Владимир. А вот в быту и по хозяйству ему много помогала Павлина Константиновна Гернер (в девичестве – Миронова). Она живет в Мюнхене с военной поры, когда, как и Наташа, была интернирована из Ставропольского края.

    За семь лет до своей кончины Тимофей Васильевич вместе с ней посетил Шахты, где встретился с некоторыми из прежних своих знакомых. Возвратившись в Мюнхен, помню, он сказал мне: «Странно, но они почему-то все очень постарели. Едва узнал».

    Печально, конечно, что с нами уже нет «фатерхена Тимофея», как называли его местные немцы, но радостно, что, созданный им в Мюнхене уголок России будет продолжать жить.

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

*