КиноZал: Превосходство Борна (The Bourne supremacy)
Несмотря на то, что слоган этого фильма гласит: «Они должны оставить его в покое», деятели Голливуда, разумеется, не могли не воспользоваться шансом ещё раз выкачать денежки из пользующегося успехом кинопроекта, в котором был приспособлен к сегодняшним реалиям прежний сюжет известного романа Роберта Ладлама о спецагенте в состоянии амнезии. Причём вторая серия даже оказалась удачнее в коммерческом отношении (примерно в полтора раза), чем «Идентификация Борна», которая вышла на экраны в 2002 году. Лента «Превосходство Борна» действительно доказала своё превосходство в данном плане, но вот с художественной точки зрения несколько уступает первой части. Хотя здорово смонтирована, особенно в берлинских сценах, когда тот, кто считается вышедшим из-под контроля «политическим убийцей» Джейсоном Борном, пытается выйти на контакт с представителями ЦРУ, в частности, с Памелой Лэнди, чтобы понять, почему именно его объявили исполнителем теракта в Берлине. Ведь в этот самый момент Борн (если уж так его называть, согласно тайным досье из Лэнгли) находился весьма далеко — в Гоа, на юге Индии, где с помощью своей новой возлюбленной Мари стремился непременно восстановить в памяти всё, что было с ним в предшествующей жизни. Но и там решившего удалиться от дел сотрудника секретных служб нашли его враги, которые пожелали подставить практически ничего не помнящего человека.
То есть в «Превосходстве Борна» стали куда очевиднее типичные хичкоковские мотивы «молодого и невинного» и «не того человека», ошибочно обвиняемых в том, что они на самом деле не совершали. И лента британца Пола Гринграсса (режиссёр «Идентификации Борна» Даг Лаймен ограничился на сей раз лишь функциями исполнительного продюсера) больше походит на шпионский триллер, нежели на боевик, пусть и содержит лихие эпизоды погонь на автомобилях, в том числе по зимней Москве, где главный герой умудряется выстоять в крутом дорожном поединке на угнанном им такси марки «ГАЗ 3110», что удостоилось особого упоминания на американском киносайте imdb.com. Однако вся эта гонка совершенно обессмысливается, когда выясняется, ради чего «нынешний Ясон», одержимый отнюдь не поисками золотого руна, безумно рисковал собственной жизнью и устроил настоящий переполох на улицах российской столицы. Исключительно для того, чтобы в итоге попросить прощение у найденной где-то в Отрадном девушки по имени Ирина Неская (!), чьих родителей из среды крупных олигархов он некогда убил по заданию одного из коррумпированных обитателей кабинетов в Лэнгли. А сам предпочёл опять затеряться от настойчивых спецслужб — уже в уличной толпе в Нью-Йорке. Хотя можно не сомневаться, что Джейсона Борна вновь не оставят в покое, и третья серия его шпионских похождений последует с неизбежностью смены времён года.
Труднее всего понять, почему очередная история про «чересчур простоватого Джеймса Бонда», также лишённая блеска по разряду спецэффектов и вообще исключающая какие-либо фантазийно-комиксовые моменты, имеет более прочный зрительский резонанс по сравнению с «бондианой». Немало создаётся лент и о тех тайных агентах, которые оказались не в ладах со своими вышестоящими конторами, были впутаны в нечестные «Шпионские игры» и поневоле превратились во «врагов государства» (воспользуемся названиями двух недавних киноработ Тони Скотта). Но «Идентификация Борна» и в ещё большей степени «Превосходство Борна» относятся к суперхитам проката, которые, по всей видимости, способны чем-то зацепить многомиллионную аудиторию, находящую нечто близкое себе в шпионском триллере о человеке без памяти.
Пожалуй, разгадка скрыта именно в данном сюжетном повороте, что вполне обычный американский парень (и, в принципе, сложившийся имидж актёра Мэтта Дэмона работает на это предположение), на чьё место может поставить себя практически любой зритель в зале, вдруг обнаруживает свою причастность к деятельности спецслужб и поневоле должен самостоятельно выкручиваться из опасной ситуации. Можно сказать, что наряду с идентификацией Борна, который постепенно вспоминает о собственном прошлом и почти неосознанно применяет на практике все полученные им профессиональные навыки, происходит своеобразное отождествление рядовой публики с экранным героем, воспринимаемым в качестве next door boy, давнего знакомого из соседнего дома. Подобно тому, как из всех кинокомиксов самыми кассовыми стали «Человек-Паук» и «Человек-Паук 2», повествующие о заурядном юноше, который однажды превратился в летающего благородного спасителя, так и две серии о Джейсоне Борне завоевали огромный успех из-за идеи «привычности геройских поступков». Чуть ли не каждый, сидя в кинотеатре, может почувствовать своё превосходство.
США-ФРГ. 2004. 108 минут.
Автор сценария Тони Гилрой (Tony Gilroy) по мотивам романа Роберта Ладлама (Robert Ludlum)
Режиссёр Пол Гринграсс (Paul Greengrass)
Оператор Оливер Вуд (Oliver Wood)
Главный художник Доминик Уоткинс (Dominic Watkins)
Художники Филип Элтон (Philip Elton), Гэри Фримен (Gary Freeman), Сэра Хортон (Sarah Horton), Себастьян Т. Кравинкель (Sebastian T. Krawinkel), Арадхана Сет
Композитор Джон Пауэлл (John Powell)
В ролях: Мэтт Дэмон (Matt Damon), Франка Потенте (Franka Potente), Брайан Кокс (Brian Cox), Джулия Стайлс (Julia Stiles), Карл Эрбан (Karl Urban), Гэбриел Манн (Gabriel Mann), Джоан Аллен (Joan Allen), Мартон Чокаш (Marton Csokas), Том Гэллоп (Tom Gallop), Томас Арана (Tomas Arana), Оксана Акиньшина, Крис Купер (Chris Cooper)
Кассовые сборы — $157,7 млн. в США (по состоянию на 29.08.2004, прогноз — $180 млн.), $182,7 млн. в мире (прогноз — $300 млн.)
Шпионский триллер
*