Слишком много вопросов к Государственной регистрационной палате у сотрудников УВД Казани, расследующих уголовное дело о незаконной продаже усадьбы-музея Льва Толстого. В то время как горожане неделями не могут зарегистрировать законные сделки с недвижимостью, в ГРП по первому требованию приняли к рассмотрению пакет фальшивых документов, выдали свидетельства о праве собственности на имущественный комплекс. Но и это еще не все…

Об уголовном деле, возбужденном в отношении аспиранта КГУ Артура М., «ВК» уже рассказывала. Напомним, следствие утверждает, что он зарегистрировал фирму «Юридический мир» и с помощью поддельных документов, устанавливающих права собственности на земельные участки и имущественные комплексы в центре города, продал четыре объекта недвижимости, присвоив за полгода около 5 миллионов рублей. Следствие установило, что Артур действовал не один — 29-летний Роман, так же, как и Артур, работал юристом в компании «Артес» на Кремлевской. Руководила фирмой 25-летняя племянница известной оперной певицы Венеры Ганеевой.

Как следует из материалов дела, в 1998 году горадминистрация отвела народной артистке России и Татарстана Венере Ганеевой имущественный комплекс на улице Правобулачной под музыкальную студию, но здание было таким ветхим, что Ганеева не смогла найти денег на его реконструкцию. Подарок городских властей для певицы оказался слишком дорогим, чтобы им пользоваться. К имущественному комплексу проявила интерес племянница Ганеевой Альбина: решила его продать. Но как это сделать, если земля и здание были предоставлены не в собственность, а в аренду? Судя по материалам дела, помощь в получении заветных регистрационных свидетельств ей пообещал оказать сотрудник Государственной регистрационной палаты. Деньги за свои услуги мужчина попросил немалые — около 900 тысяч рублей. Но что эта сумма по сравнению с выручкой от продажи здания на Булаке?! Как установило следствие, деньги работнику палаты были переданы еще в 2003 году, однако обещанной помощи директор фирмы «Артес» не дождалась.

Здание, отведенное певице, наверное, так и осталось бы без дела, если бы за получение регистрационных свидетельств не взялись Артур и Роман. Судя по материалам дела, они составили комплект поддельных документов, оформили право собственности в ГРП и продали имущественный комплекс частному предпринимателю за 3 миллиона 200 тысяч рублей. Возможно, обман бы и не вскрылся, но новая хозяйка здания стала определять границы своих владений и на этой почве поссорилась с владельцами соседнего участка. А когда стали разбираться, кто у кого оттяпал квадратные метры, обнаружилось, что ее документы поддельные. Предпринимательница обратилась в милицию.

«ВК» также писала о том, что аналогичное легальное регистрационное свидетельство подозреваемые получили и на усадьбу-музей Льва Толстого. Только на этот раз документы были оформлены на фирму «Стройсервис». Подпись на бланке свидетельства поставил регистратор ГРП Петрухин, и теперь к нему приковано пристальное внимание сотрудников УВД. По уголовному делу он пока проходит как свидетель. Следственные материалы в отношении коллеги Петрухина, получившего за помощь в оформлении документов около 900 тысяч рублей, вероятнее всего, будут выделены в отдельное производство.

Как свидетель по делу о мошенничестве проходит и директор «Артеса». Подозреваемые Артур и Роман пока находятся на свободе. Аспирант КГУ — под подпиской о невыезде, а его приятель отпущен под залог. Мать Романа, бухгалтер Минземимущества РТ, внесла за сына 300 тысяч рублей. Подозреваемые по-прежнему отказываются давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции РТ. Работники следствия тем временем опрашивают потерпевших и свидетелей, проводят экспертизы документов. Любопытно, что на многих, фальшивых по сути, документах стоят реальные печати и подписи должностных лиц… Следствие пока не может ответить на вопрос, куда подозреваемые дели деньги, полученные за имущественные комплексы. Впрочем, у правоохранительных органов есть информация о том, что Роман незадолго до ареста купил себе пент-хаус в доме на улице Четаева. Что касается ущерба потерпевшим, его, как следует из материалов уголовного дела, пока выплачивает только отец Артура — главный тренер национальной сборной Казахстана по хоккею.

Нетрудно догадаться, что в ходе расследования этого дела работникам милиции и прокуратуры предстоит выдержать колоссальное давление со стороны заинтересованных лиц. Дойдет ли дело о мошенничестве до суда, а если дойдет, убедят ли аргументы следствия суд? «ВК» будет следить за развитием событий.

Алексей УГАРОВ

№ 149 (2879)

10 сентября 2004, пятница

Вечерняя Казань

*