Ситуация с захватом заложников в российской школе на прошлой неделе вбила новые клинья между Россией и Западом. Москва продолжает обвинять США и Европу в укрывательстве чеченских сепаратистов.

Министр иностранных дел Сергей Лавров в четверг упрекнул Соединенные Штаты и Великобританию в предоставлении политического убежища представителям чеченской оппозиции и заявил, что все остальные государства не должны вмешиваться в борьбу России с боевиками мятежной республики.

Министр обороны Сергей Иванов подтвердил, что Россия может нанести удары по террористическим базам в других странах.

Эти заявления прозвучали на фоне развернувшихся после захвата дискуссий, и они отражают возмущение России критикой со стороны Запада по поводу ошибок в чеченской войне. Эта горечь последнее время была несколько сглажена в связи с тем, что Россия работала над улучшением отношений с Западом. Но теракт в Беслане привел к всплеску негодования.

«Какое-то время разногласия были скрыты, – говорит эксперт из Комитета ученых за глобальную безопасность Александр Пикаев. – Ни одна из сторон не хотела, чтобы это проявилось, распространилось в публичную сферу. Но теперь, после Беслана, стало очевидно, что в подходе к проблеме имеются некоторые серьезные нюансы».

Он добавил, что жесткость слов Путина в отношении снисходительности Запада к Чечне «отражает уязвимость Путина» и может представлять собой часть «попытки отвлечь внимание общественности от провалов российских спецслужб и администрации», не сумевших предотвратить бесланскую трагедию.

Теракт в Беслане был последним в череде террористических ударов, за последние два года унесших жизни более 1000 человек в России.

Осознавая, насколько обнажены нервы в Москве, официальные представители США и Западной Европы в целом старались избегать резких заявлений, способных обострить ситуацию, но даже сглаженные высказывания вызвали гневную реакцию.

Раскол наметился в прошлые выходные, когда министр иностранных дел Нидерландов Бернард Бот, чье правительство в этом году председательствует в ЕС, сказал, что очень трудно на расстоянии судить, насколько правильно российские власти повели себя во время кризиса.

Лавров назвал это заявление «кощунственным», а посол Нидерландов был вызван в МИД. Бот объяснил, что его неправильно поняли.

Вице-президент США выразил поддержку России после теракта, отметив, что президент Буш принес свои соболезнования Путину по телефону и что правительство США ведет расследование в отношении возможных связей террористов с «Аль-Каидой». «В России думают, что эти связи значительны, – сказал Чейни. – Возможно, какие-то ниточки есть, но пока у нас нет конкретных деталей».

Кремль все-таки обиделся на заявление официального представителя Госдепартамента Ричарда Баучера, который сказал, что США не прекратят контактов с чеченскими политическими фигурами. Для Москвы это давно болезненный вопрос.

В среду Ричард Баучер подчеркнул, что, хотя основная позиция Америки по Чечне осталась неизменной, но в ситуации с заложниками речи о политическом решении идти не могло.

Этого оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить Москву. Лавров сказал, что Россия не потерпит вмешательства в чеченский конфликт.

Лавров также выступил с критикой в адрес Соединенных Штатов и Великобритании за предоставление убежища людям, которых Россия считает чеченскими террористами, связанными с лидером боевиков Асланом Масхадовым, виновным, по мнению России, в частности, в теракте в Беслане. Масхадов отрицает свою причастность к захвату заложников.

Британия предоставила политическое убежище Ахмеду Закаеву, а США дали тот же статус Ильясу Ахмадову. Оба они принадлежали к высшему руководству правительства Масхадова.

Лавров посоветовал западным партнерам не мешать России заниматься внутренними делами, предоставляя «убежище убийцам, которые прямо повинны в трагедии чеченского народа».

The Washington Post Питер Бейкер

11:35 10 сентября

Переведено 10 сентября 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*