У России и Запада одинаковое отношение к угрозе международного терроризма, но разные взгляды на истоки и методы борьбы с этим явлением. Дни общенационального траура в связи с трагедией в Беслане завершились в России многотысячными демонстрациями. Только в Москве на митинг, организованный 7 сентября профсоюзами и правительством Москвы, собралось более 100 тысяч человек. Резолюция включает требования к властям ужесточить борьбу с терроризмом, а к населению — проявлять бдительность и воздерживаться от противоправных действий.

По сообщениям агентств, на митинг не были допущены демонстранты, плакаты которых содержали критику войны в Чечне. Официозный характер митингов отметили как российские, так и зарубежные наблюдатели.

Бесланская трагедия и война в Чечне

Согласно официальной позиции Кремля, теракты последних недель являются частью усилий международного терроризма по ослаблению России. Вместе с тем, российское руководство намерено собственными методами бороться с этим злом и не хочет превращать расследование теракта в Беслане в «политический спектакль». Об этом заявил 7 сентября на встрече с иностранными журналистами президент России Владимир Путин, сказавший, что не видит связи между терактом в Беслане и войной в Чечне и считает, что международный исламский терроризм поставил на разжигание смуты и в других регионах страны.

«Мусульмане живут на Волге, в Татарстане и Башкортостане. Чечня — не Ирак. Это жизненно важная часть нашей территории. Все это связано с территориальной целостностью России», — заявил президент. Путин заверил, что к парламентским выборам в Чечне «планируется привлечь как можно больше людей, придерживающихся различных взглядов».

Вопреки словам президента России об отсутствии связи между событиями в Беслане и войной в Чечне, представитель российского МИДа заявил 7 сентября, что «уже первые результаты расследования теракта в Беслане указывают на причастность к нему Аслана Масхадова и его приспешников». С этим связано и возобновление требований Москвы выдать Ахмеда Закаева и бывшего министра правительства Ичкерии Ильяса Ахмадова, получивших статус политических беженцев соответственно в Великобритании и США. Представитель госдепартамента Ричард Баучер опроверг обвинения российской стороны и заявил, что американские официальные лица «встречались с чеченцами, занимающими различные позиции, но не с террористами». Великобритания и США не считают обоих политических деятелей из окружения Аслана Масхадова причастными к терроризму. Тем временем российские спецслужбы предложили 10 миллионов долларов за поимку Шамиля Басаева и объявили о готовности приступить к превентивным ударам по предполагаемым террористам.

Политики Германии

Учитывая масштаб случившегося в Беслане, политические деятели Германии, в том числе и те, кто систематически критикует канцлера Шредера за поддержку линии Путина в Чечне, высказали понимание того, что на первом плане в настоящее время должно стоять выражение солидарности с Россией. Об этом заявил депутат бундестага от оппозиционного Христианско-демократического союза Фридберт Пфлюгер (Friedbert Pflüger). Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schröder) вновь заявил 8 сентября в бундестаге о своей поддержке России в ее усилиях по защите территориальной целостности страны.

Сбор пожертвований

По телеканалам ФРГ прошла шокирующая видеозапись происходившего в захваченной школе предположительно 1 сентября, сделанная кем-то из террористов и показанная 7 сентября российским телеканалом НТВ. Электронные СМИ Германии и Европы продолжают публиковать данные о сборе средств и указывают номера счетов, на которые можно переводить пожертвования для жителей Беслана, потерявших родных и близких.

08.09.2004

"Немецкая волна"

*