Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) появился в России около десяти лет назад. И сегодня его доля в общем объеме рынка российских страховщиков составляет около 11%, или 1,1 млрд. долларов. Считается, что ежегодные темпы роста ДМС составляют 15-20% — это превышает средние показатели отрасли. Динамика роста зависит от уровня корпоративной культуры и готовности той или иной компании платить за качественное медицинское страхование работников. Рынок ДМС характеризуется преобладанием юрлиц среди страхователей, ростом стоимости медицинских услуг и увеличением доли регионального бизнеса. О преимуществах и недостатках ДМС корреспонденту ГАЗЕТЫ Алексею Рожкову рассказали российские страховщики.

Россияне понимают актуальность ДМС? Как обстоит дело в регионах?

Надежда Крайнова, вице-президент «Росгосстраха»:

«Сегодня у страховщиков назрела серьезная необходимость развивать собственную базу для производства медицинских услуг. Все больше работодателей сегодня включают медицинское страхование в социальный пакет. Причем это становится актуальным не только в Москве, но и в регионах, где начала сформировываться хорошая платежеспособность. Но купить на рынке фактически нечего. Сегодня в регионах существуют только муниципальные лечебные учреждения, где клиенты и по ОМС, и по ДМС стоят в общей очереди, а уровень сервиса крайне низок. Ведомственные поликлиники также перегружены, поэтому качество обслуживания хромает. А клиент, заплатив деньги за страховой полис, вправе рассчитывать на качественный сервис, и если он его не получает, он идет в страховую компанию. Но cтраховщик в этой ситуации не управляет качеством медицинских услуг, а выступает буфером между клиентом и лечебным учреждением.

Кроме того, необоснованно часто растут расценки за медицинские услуги поликлиник, но страховщик не знает, за что платит, поскольку не участвует в ценообразовании. Именно поэтому страховщики вынуждены строить свои лечебные учреждения, учиться самостоятельно производить медицинские услуги, чтобы влиять на их качество. И в первую очередь надо входить в те регионы, где рынок ДМС развивается особенно быстро (а в некоторых регионах прирост составляет до 60% в год).

Именно по этой причине мы начали новый проект строительства страхового медицинского центра в Республике Коми. Его клиенты получат индивидуальное закрепление за врачом, смогут воспользоваться вызовом скорой неотложной помощи, стационарным лечением на дому и стоматологическими услугами. Это позволит обеспечивать хороший сервис и контролировать экономику как медицинских, так и страховых услуг, отчего потребитель только выиграет».

Кто является основным потребителем услуг ДМС сегодня?

Татьяна Горожанкина, руководитель центра ДМС Страхового дома ВСК:

«Сегодня услугами ДМС пользуются в основном корпоративные клиенты: на их долю приходится порядка 95% сборов. Предприятия стремятся повысить лояльность своих сотрудников, уменьшить издержки, которые может понести организация при продолжительной болезни сотрудников, предложить сотрудникам социальный пакет, а с помощью ДМС это сделать проще. К тому же добровольное медицинское страхование для юридических лиц имеет ряд преимуществ перед финансированием других медицинских услуг своим сотрудникам. Уплату взносов на ДМС сотрудников сегодня осуществляют около 1,5% российских предприятий и организаций и 80% иностранных компаний, чьи представительства действуют на территории РФ. В общем объеме поступивших страховых взносов российские предприятия обеспечивают 55%, иностранные — 45%.

Если говорить о ситуации, складывающейся на рынке, то, по итогам 2003 года, премии по ДМС составили около 25—30 млрд. рублей, количество застрахованных — 7,5—8 млн. человек, средняя стоимость полиса ДМС — 6579 рублей. При этом размеры собираемых премий по индивидуальным договорам ДМС растут более быстрыми темпами по сравнению с коллективными договорами. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать увеличения доли индивидуальных договоров ДМС в общем объеме. Если же говорить о спросе на продукты ДМС, то он прямо пропорционален уровню благосостояния населения, поэтому потребность в ДМС в разных регионах России неодинакова. Пока активный спрос на эту услугу распространен в основном в Москве и нескольких крупных городах, однако в ближайшем будущем ситуация должна измениться. Рынок Москвы и Петербурга уже насыщен, и многие компании идут в регионы. Это провоцирует рост спроса на страхование. По подсчетам Всероссийского союза страховщиков, спрос на ДМС в регионах в 2002 году вырос на 10—15%, в 2003 году — на 20—25%».

Целесообразно ли страховщику иметь собственное или аффилированное медучреждение?

Валерий Нехорошев, руководитель управления личного страхования компании «Стандарт-Резерв»:

«С точки зрения страхователя (клиента) обслуживание в собственной (акционированной, учрежденной) или аффилированной клинике страховой компании имеет как преимущества (более низкая цена страховки в этой компании), так и недостатки. Ведь в полномасштабном медицинском обслуживании таких застрахованных не заинтересованы ни лечебное учреждение (которому страховая компания оплачивает счета по низким — пропорционально цене страховки — тарифам), ни сама страховая компания (с клиента получили мало, а на клинику можно влиять несвоевременными, неполными выплатами за медобслуживание своих клиентов). С точки зрения коммерческих интересов страховщика собственное медицинское учреждение не только целесообразно, но и выгодно. Собственные клиники — это прямой коммерческий интерес страховых компаний, и только. Когда приоритетной является конкуренция цен — они востребованы клиентом. С возрастанием приоритета соотношения «цена — качество» клиент будет заинтересован переориентироваться на клиники более дорогие, но менее зависимые от страховых компаний напрямую «.

Каковы, на ваш взгляд, основные причины невысокой рентабельности ДМС для страховщика на рынке?

Николай Барсуков, начальник управления личного страхования компании «Согласие»:

«Это, в первую очередь, постоянный рост цен на медицинские услуги, который опережает инфляцию. Естественно, что страховые компании хотели бы, чтобы этот процесс регулировался раз в полгода или хотя бы раз в год. Кроме того, наш рынок охвачен примерно на 20%, и связано это с нехваткой медицинских ресурсов. И если сейчас страховщики попытаются увеличить охват до 55—65%, то действующей медицинской базы просто не хватит. Даже самые лучшие клиники не могут прикреплять клиентов бесконечно. На данный момент среди медучреждений нет конкуренции, они все востребованы. Конечно, можно создать очереди, но за что же тогда люди будут платить деньги?»

"Газета"

*