Осетины еще сутки ждут отставки Дзасохова
Во вторник истек ультиматум, объявленный родственниками заложников президенту Северной Осетии Александру Дзасохову. Так как в отставку он не подал, в среду на улицы Беслана и Владикавказа намерены выйти несколько тысяч осетин.
Несанкционированный митинг, как сообщает наш корреспондент, прошел во вторник во Владикавказе на главной площади Свободы, напротив дома правительства. Большинство участников акции составили родственники заложников, которые погибли в Беслане. Власти Владикавказа, знавшие о намерении граждан собраться, не препятствовали проведению акции, хотя накануне мероприятия все-таки призывали отказаться от задуманного. О том, что проведение митинга будет противоречить закону, объявил накануне мэр Владикавказа Михаил Шаталов. Вечером 6 сентября он выступил по республиканскому радио и напомнил, что проведение несанкционированных митингов на площади Свободы запрещено. Однако организаторы представили его как «антитеррористический», что позволило им митинговать на площади в течение часа.
Официально, по данным республиканского МВД, на митинг пришли около 300 человек, но корреспондент «Газеты.Ru» насчитал на нем от полутора до двух тысяч участников.
Все они требовали отставки президента Северной Осетии и министров силового блока республиканского правительства. В руках митинговавшие держали плакаты с надписью: «Коррупционная власть – источник терроризма», «Дзасохов должен уйти в отставку».
Корреспондент «Газеты.Ru» стал свидетелем того, как наиболее агрессивная часть митингующих попыталась ворваться в здание правительства, но их остановили сотрудники милиции и ОМОНа, охранявшие территорию. Им удалось удержать толпу от бесчинств, однако участники акции пообещали прийти на следующий день и повторить попытку с еще большим размахом.
Среди призывов звучали требования к оппозиции объединиться и действовать единым центром против власти. С такими словами обратился к пришедшим на митинг первый секретарь Североосетинского республиканского комитета КПРФ Тамерлан Цомаев. «Все, что могло произойти с нами, уже произошло. Все самое страшное, что могло произойти с нами, уже сделали наши правители. Если мы не встанем рядом, если мы не будем держаться друг за друга, нас вот так уничтожат по одному. Мы допустим еще большую трагедию, если сегодня не сплотимся и не объединимся», – сказал Томаев. Со словами поддержки в адрес родственников выступил и конкурент Александра Дзасохова на президентских выборах в Осетии в 2002 году, отставной генерал МЧС Станислав Суанов.
В целом митинг оказался непродолжительным, так как многим его участникам предстояло еще хоронить своих родственников и соседей. Но в среду они намерены собраться вновь. По мере того, как расходились люди, на ступенях киноконцертного зала «Октябрь» в память о погибших организаторы митинга зажигали свечи в память о погибших.
Требования оппозиции после событий в Беслане уже не выглядят как чрезмерные. Об отставке Дзасохова говорят в республике практически как о решенном вопросе. Хотя сам глава республики уже принес жителям, пострадавшим от теракта, публичные извинения, не исключено, что именно на него Кремль возложит значительную часть вины за то, что произошло.
В частности, именно Дзасохов может стать ответственным за странную работу штаба по освобождению заложников в дни трагедии. Хотя на самом деле отправить в отставку Кремль его может за совершенно другой, куда более тяжкий проступок.
Формально на Дзасохова может быть возложена ответственность за массированную дезинформацию общественного мнения, которой с момента захвата школы и вплоть до ее штурма занимались его пресс-секретарь Лев Дзугаев и министр внутренних дел Северной Осетии Казбек Дзантиев. Однако основная вина Дзасохова в другом – он попытался без ведома Кремля вступить в переговоры с совершенно неприемлемой для Владимира Путина фигурой – Асланом Масхадовым. Более того, Дзасохов, по нашей информации, обратился к Путину с просьбой о предоставлении гарантий безопасности Масхадову и Ахмеду Закаеву для их участия в освобождении заложников. Дзасохов на свой страх и риск начал соответствующие переговоры при посредничестве Руслана Аушева.
Вот что «Газете.Ru» рассказал об этом Ахмед Закаев. «Первый звонок был от Руслана Аушева. Он передал мне, что президент Северной Осетии Александр Сергеевич Дзасохов хочет со мной говорить. Потом мне перезвонил Александр Сергеевич, и мы разговаривали с Александром Дзасоховым и Русланом Аушевым. У нас был очень доверительный разговор с Дзасоховым, и я понял, что они готовы делать все для мирного разрешения конфликта», – заявил нам Закаев. Что конкретно готов и делает штаб, он не уточнил. Впрочем, именно Аушев и Дзасохов Закаеву «в один голос» заявили, что требование у боевиков – единственное: указ президента Путина о выводе войск из Чечни. «То, что мне дословно сказали Дзасохов и Аушев в один голос, что это предотвращение войны и вывод войск. Они требуют указ Путина о выводе войск и приостановлении войны. Так они говорили в один голос. Это требование они передали через Руслана Аушева, когда он заходил, и они отдали ему 26 человек», – рассказал Закаев. В ответ он выразил готовность (в том числе от имени Масхадова) участвовать в переговорах об освобождении заложников и поставил вопрос о гарантиях безопасности. Расстались они с Дзасоховым на том, что тот собирался запросить их у Москвы, но больше на связь так и не вышел.
Текст: Руслан Плиев (Владикавказ), Елена Руднева Фото: Reuters
07 СЕНТЯБРЯ 20:40
*