8 сентября суд Октябрьского района Самары рассмотрит очередной иск группы сотрудников спецподразделения систему МВД к ГУВД Самарской области. Предмет иска – неполная выплата денежных компенсаций, так называемых «боевых» за непосредственное участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Иски по выплатам «боевых» с 2001 года поступают в Октябрьский районный суд – по месту нахождения ответчика. С управлением судятся сотрудники ОМОНа, СОБРа, ППС, кинологической и медицинской служб. За одно слушание, как правило, рассматриваются 10-15 исков. Сотрудники одного только СОБРа за последние два с половиной года выиграли около 30 подобных судов. Суммы, которые проходят через финансовую часть ГУВД по исполнительным листам, исчисляются миллионами рублей.

Суды уже отладили схему ведения подобных процессов. Сначала судьей запрашивается выписка из приказа об откомандировании в Чечню того или иного сотрудника, затем на основании записей в так называемом «боевом журнале» доказывается непосредственное участие сотрудника милиции в боевых действиях. Сумма денежной компенсации, согласно постановлению правительства РФ от 26 апреля 2001 года, рассчитывается исходя из стандартной суммы 20 тысяч рублей в месяц, то есть около 650 рублей за каждый «горячий» день. Эта денежная компенсация – лишь одна из длинного списка гарантий всем, кого ГУВД отправляет в Чечню.

Первые иски в Октябрьский суд поступили в октябре 2001, однако первое слушание затянулось на год с лишним, но после первой победы в суде система заработала, а тяжбы стали регулярными. Корень проблем – в неотрегулированности системы начисления «боевых», которая в настоящее время принята в России. После взятия «федералами» под свой контроль Грозного весной 2001, денежные премии были резко сокращены, а вопросы начисления «боевых» стали решаться в оперативном штабе по проведению контртеррористической операции в Чечне. Как говорят участники спецопераций в Чечне, штабисты временной оперативной группы на Северном Кавказе закрывают себе боевые ведомости на все 100%, а бойцы, нередко по полгода живущие в горах на границе Чечни и Дагестана, вернувшись домой, с изумлением узнают, что принимали участие в боевых действиях от 5 до 10 дней в месяц.

В ГУВД Самарской области конкретные сведения по этим процессам предоставить не смогли, однако не стали отрицать, что «в связи с непрекращающимся потоком исполнительных листов, предоставляемых сотрудниками ОВД в органы федерального казначейства и оплачиваемых в бесспорном порядке, перечисление соответствующих сумм в подразделения ГУВД области осуществляется по мере поступления очередного финансирования из федерального бюджета». Иначе говоря, даже после принятия судебной инстанцией решения о выплате «боевых» и других выплат по пребыванию в Чечне деньги бойцы получают не сразу. Иной раз им приходится ждать несколько месяцев, — сообщает газета «Самарское обозрение».

www.regnum.ru

*