В этом году сограждане опять не успеют откликнуться на призыв Пенсионного фонда России (ПФР) и перевести накопительную часть пенсий из государственных в частные инвестиционные институты. И не по тому, что они медлительны и ленивы, а по тому, что просто не знают, кому довериться. Реформаторы их окончательно запутали.

Согласно генеральному плану пенсионной реформы, до 1 октября 2004 года желающие обеспечить себе достойную старость могут выбрать заботливого «попечителя» из 55 управляющих компаний (УК) или из 74 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на инвестирование пенсионных накоплений. По умолчанию средства будут оставлены в ведении ПФР и государственной управляющей компании — Внешэкономбанка. В прошлом году здесь осталость 34 млрд. рублей против 1,6 млрд. рублей, доверенных УК.

Затея, как считают в коммерческих структурах, имеет все шансы на провал по двум причинам. Во-первых, информационное оповещение населения ведется из рук вон плохо. Во-вторых, до сих пор не понятно, заключены ли договора с трансфер-агентами, которые должны собирать соответствующие заявления, поскольку полного списка таких организаций нет. В-третьих, программное обеспечение, котрое собирает и хранит все сведения о денежных переводах, не поставлено. В связи с этим руководители УК и НПФ предлагают перенести сроки подачи заявлений на 31 декабря текущего года.

Представители ПФР категорически против данного предложения. По словам заместителя председателя правления ПФР Александра Черноивана, большинство людей откладывают принятие решения на последний момент, принимают его, когда «остается 1-2 недели до окончания срока выбора», и тогда «начинают нагружать» отделения Фонда и трансфер-агентов. Вместе с тем, как говорят в Фонде, люди все же проявляют интерес и уже известны первые результаты акции. Так, по данным Фонда на 3 сентября, поступило всего 2500 заявлений о переводе средств в частные компании. А по информации от 2 сентября, было подано «около 2800 заявлений». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Неужели за одну ночь 300 человек передумали отдавать деньги в частные руки и забрали свои заявления? Или это пиар-ход реформаторов? Скорее всего, чиновники сами не уверены в успехе начинаний и стараются всеми силами скрыть реальные трудности с реализацией правительственной стратегии.

А что именно ждут власти от населения? По мнению эксперта Бюро экономического анализа Ростислава Кокорева, нас принуждают копить по новым принципам. «Если раздать людям живые деньги, то многие в связи с плохим финансовым положением потратят их на текущие нужды и даже до банка не донесут. Вместе с тем, банк в качестве «кубышки» не подходит по той причине, что вложения доступны и краткосрочны, а в управляющих компаниях и негосударственных пенсионных фондах предлагается долгосрочное управление средствами без изъятия, хотя доходность, как в банке, не гарантируется», — пояснил он.

Различие между частным и государственным управлением денежными средствами заключается в более широком круге допустимых финансовых инструментов, что теоретически должно приносить более высокие доходы клиентам в будущем. Действительно, рынок корпоративных ценных бумаг априори имеет более высокую доходность по причине спекулятивности и рискованности, чем рынок государственных ценных бумаг. Но для того, чтобы в этом убедиться, требуются десятки лет и оценивать сейчас, когда прошел всего год работы УК с пенсионными деньгами бессмысленно.

Между тем, чиновники пытаются противопоставлять две группы участников рынка, явно рекламируя негосударственные пенсионные фонды и тем самым разжигая конкурентные страсти. В ближайшее время, пообещал на днях Черноиван, будет утверждено уведомление, которое «прояснит для НПФ их действия в рамках

инвестирования средств накопительной части пенсий граждан». «С этого года у управляющих компаний появляются серьезные конкуренты в лице НПФ, которые работают гораздо активнее, проводя не только рекламу, но и работу на предприятиях, организациях», — сказал зампредседателя ПФР. «Это также может при неактивной позиции УК резко сдвинуть ситуацию в сторону НПФ», — подчеркнул он. Вялость УК, по мнению ПФР, заключается в том, что они имеют серьезные убытки, и рыночная стоимость составленного ими портфеля за первые пять месяцев нынешнего этапа пенсионной реформы снизилась на 1,9%.

На самом деле главное различие между НПФ и УК заключается в принципах общения с клиентами. Так, если пенсионный фонд взаимодействует с ними напрямую, ведет их счета и выплачивает пособия, то УК управляет доверенными деньгами превентивно. «Управляющая компания не знает, кто именно ее клиент, поскольку не ведет индивидуальных счетов, а получает от какого бы то ни было пенсионного фонда некоторую сумму, которую инвестирует в ценные бумаги», — пояснил «РК» Кокарев. Из этого вытекает один любопытный вывод. Если человек решил доверить свои пенсионные накопления управляющей компании, то он будет вынужден в любом случае общаться через пенсионный фонд. Напрямую претензии по результатам отчетного периода он предъявить управленцу не сможет. А в НПФ — он, наоборот, хозяин и барин, и по тому всегда прав. Однако подумать об этом потенциальному инвестору некогда — ПФР торопит. Ему главное доложить о выполненной работе. Думать он будет 31 декабря.

Татьяна ЧАПЛЫГИНА

«Русский курьер»

№ 366 2004-09-07

"Русский курьер"

*