Экономика антитеррора. Сколько еще нужно денег силовикам, чтобы страна спала спокойно ("НИ")
Вчера в политических и экономических кругах России обсуждалась идея увеличения финансирования тех статей бюджета, которые направлены на обеспечение безопасности государства. Этот вопрос поднимается после каждого крупного теракта. Однако непрозрачность силовых ведомств не позволяет надеяться, что и без того немалые деньги тратятся эффективно. О том, что необходимо финансировать создание более эффективных систем безопасности, в числе первых заявил в воскресенье председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В частности, спикер предложил часть средств стабилизационного фонда направить на обустройство школ и детских учреждений современными средствами безопасности.
Идея в свете последних событий вполне здравая. Выполнимая ли – другой вопрос. Чтобы только московские школы оборудовать, например, каналом прямой связи с милицией, необходимо не менее 300 млн. руб. Чтобы сделать это по всей России, сумма нужна на порядки большая. При этом, как говорят специалисты, школьная «кнопка» панацеей не станет.
То, что военный и силовой бюджеты на 2005 год будут пересмотрены в сторону еще большего увеличения, стало ясно уже после субботнего обращения президента к нации. Между тем бюджетные статьи «национальная оборона» и «безопасность государства» и без того с каждым годом увеличиваются.
Так, если в 2002 году на оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства было направлено 458 млрд. руб., то через год сумма составила уже 589 млрд. В этом году на нашу с вами безопасность выделили 722 млрд. руб. Проект бюджета-2005 специалисты уже окрестили военно-полицейским.
По экспертным расчетам, каждый третий рубль государственных расходов в той или иной степени милитаризован: из 3 трлн. расходов 1 трлн. руб. приходится на статьи «национальная оборона» и «безопасность государства». Крупнейшими расходными статьями станут Вооруженные силы РФ (383 млрд. руб.), прикладные научные исследования в оборонной сфере (81,2 млрд.) и ядерно-оружейный комплекс (8,6 млрд.). Однако, как ни крути, триллиона не набирается. В том-то все и дело: большинство других «военно-силовых» статей засекречено. Отсутствие бюджетной прозрачности и ясных механизмов контроля дает специалистам основания ставить под серьезное сомнение эффективность использования государственных средств.
Сколько денег тратит Россия на собственно антитеррористическую борьбу, просчитать, а значит, проконтролировать вообще невозможно. В 2002 году, сразу после трагедии на Дубровке, члены Совета Федерации заявили о необходимости увеличения средств, направляемых на борьбу с терроризмом. Сенаторы даже просчитали тогда сумму, которую хорошо бы добавить, – 7 млрд. руб. После обсуждения «секретной» статьи в Госдуме законодатели сошлись на 3 млрд. руб. Однако затем президент сообщил, что «дополнительные расходы спецслужб не должны привести к разрушению бюджета». В итоге было решено увеличить расходы на 500 млн. руб. Из них 300 млн. затратили на материальное и техническое переоснащение спецслужб, а 200 млн. – на строительство жилья и решение других социальных проблем сотрудников специальных ведомств.
Полмиллиарда составили примерно 1% от всех тогдашних военно-силовых расходов. Много это или мало – понять было невозможно. Теперь становится ясно, что лучше от этого антитеррористическая система России не заработала. Очевидно и другое: важно не только, сколько тратится, но и кем и на что.
Справка «НИ»
Леонид ГРИГОРЬЕВ, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа:
– Расходы на национальную безопасность в 2005 году сильно повышаются – на 26%, но этого не хватит. Думаю, после теракта в Северной Осетии на безопасность выделят еще больше, причем не только из федерального, но и из местных бюджетов. Мы начинаем втягиваться в процесс создания оборонительных сооружений вокруг школ, больниц и других детских учреждений. Деньги предстоит выделять на покупку технических средств наблюдения, оснащение проходных пунктов. Особо стоит вопрос зарплат в правоохранительных органах. Точные суммы сейчас никто не подсчитает. Можно лишь сказать, что серьезная система безопасности обойдется стране в миллиарды долларов. Одних школ несколько десятков тысяч, а оснащение каждой из них стоит миллионы рублей. А есть еще больницы, детские сады, институты, вокзалы, аэропорты…Меры по обеспечению безопасности окажут серьезное давление на экономику страны. Это лишние расходы с точки зрения нормальной жизни, но неизбежные в сегодняшних условиях.
Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института модернизации:
– Экономические методы борьбы с терроризмом – это прежде всего ликвидация его финансовой базы. Один из существенных источников финансирования террористов – это нефтяной бизнес в Чечне. Выручка от него составляет миллионы долларов. Раньше он контролировался боевиками, сейчас их вытеснили действующие силовые структуры. Результат – чудовищная коррумпированность силовиков. При этом если владелец некоего нефтеперерабатывающего завода «прикрыт» силовиками, ему никто не мешает финансировать боевиков. Сейчас готовится решение передать нефтяную отрасль республиканским властям. Легализация этого бизнеса выбьет табуретку из-под ног террористов.
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:
– Те средства, которые предусмотрены бюджетом на национальную безопасность, не могут дать абсолютно никаких гарантий. Это смешные деньги. Сегодня система безопасности работает по сути только в аэропортах. На внешней границе России обеспечение безопасности практически отсутствует – через любой поселок можно проехать без особых проблем. Безопасность сухопутной границы стоит порядка 5 млн. долларов за 1 км. Длина пограничной зоны составляет примерно 26 тыс. км. То есть только на это потребуется 130 млрд. долларов. Таких денег в бюджете нет.
Георгий САТАРОВ, президент фонда «Индем»:
– Даже если весь бюджет власть будет тратить на силовые структуры, толку от этого не будет. Рост расходов на оборону не защитит россиян от терроризма. Я не понимаю, что значит увеличение бюджета при полной его непрозрачности. При полном отсутствии контроля за тем, как этот бюджет расходуется. Ведь у нас один из самых непрозрачных военных и силовых бюджетов: нигде не расписаны в бюджете статьи расходов, а увеличение финансирования идет. Итог мы все видим. Меры по увеличению силового бюджета напоминают мне ситуацию, когда у человека болят зубы, а ему говорят: надо есть больше анальгина. Не проведен честный анализ причин всего произошедшего, кроме банальных слов о том, что началась война. Чрезвычайно удобно: война все спишет. Есть еще одна банальность: у нас большая коррупция. Ведь всем известно, что террористы, которые везут в Москву взрывчатку, спокойно делают это при помощи взяток. Не очень я понимаю, как эта власть, сама вся насквозь коррумпированная, собирается бороться с коррупцией своими собственными силами. Защитить от терроризма может только умная, эффективная и честная власть. У нас она другая. Я на эту власть не рассчитываю.
Татьяна АЛЕШКИНА, Ольга КОНДРАШОВА, Анастасия САМОТОРОВА
«Новые Известия»
06.09.04
понедельник
*