Вчера Беслан начал хоронить погибших. Похороны будут продолжаться несколько дней. Пока официально признаны цыфры: 338 убитых, 58 тяжело раненных, 12 находятся в реанимации, среди них 14-летняя дочь председателя парламента Северной Осетии Теймураза Мансурова, у которой четыре пулевых ранения. Легко ранен его сын.

Официальные представители власти говорят, что 260 человек пропали без вести. Когда мы поинтересовались у жителей Беслана, что такое «пропавшие без вести» на территории средней школы, нам ответили, что это не 260, а 350 фрагментов тел людей. . Почему нельзя сказать, что эти люди не пропали без вести, а просто не опознаны? Люди, с которыми мы общались на кладбище, так же спрашивают: почему? Завтра на этот вопрос придется отвечать. И те, кто говорил, что люди пропали без вести, как они будут оправдываться перед родственниками погибших? А люди ждут и надеятся и вешают фотографии своих близких, пропавших без вести на окна дома культуры со слабой надеждой на то, что кто-то узнает и подскажет, где искать человека.

Мы беседовали со старейшинами, очевидцами и заложниками, чтобы восстановить хронологию событий в СШ №1. Они попросили не называть их фамилии, их можно понять. Все говорят: антитеррористическая акция вышла за все разумные пределы, по школе вели огонь даже из танка. Вот почему в итоге школа №1, а особенно ее спортзал, превращены в руины. Вот оттуда и вытаскивали фрагменты тел людей, которые сейчас признаны пропавшими без вести.

В Беслане все уверены, что налет боевиков на школу готовился задолго до 1 сентября. К ремонту СШ были привлечены рабочие даже не из Северной Осетии, они не оставили никаких документов. Люди, побывавшиее в заложниках, рассказывали, что террористы заставляли мужчин в совершенно конкретных местах вскрывать полы в спортзале, откуда доставались ящики со взрывчаткой и боеприпасами. Местные жители, кстати, возмущены заявлением руководителя УФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева о том, что ополченцы, вышедшие защищать своих родных и близких, помешали проведению антитеррористической операции. А что было делать, когда на силовые структуры уже надежды нет.

На кладбище, что по дороге в аэропорт города Беслана, выделен большой участок земли для могил. Все это для несведующих напоминвет стройку. Копают могилы экскаваторами, потому что за такой короткий промежуток времени никаких человеческих сил и нервов не хватит, для того, чтобы отрыть столько могил. Среди тех, кто вчера прощался со своими близкими, был и чемпион Европы по борьбе Сослан Фраев. Он хоронил свою мать и брата. Их были в закрытых гробах. Брат Сослана погиб одним из первых. Он кинулся, когда увидел, что захватывают школу, спасать детей и был тяжело ранен снайпером. После этого он более суток истекал кровью на площади перед школой.

Когда мы уезжали из Беслана, на кладбище шли тысячи людей. Вереница из автомобилей направлялась все туда же.

Сергей БУРНАЦЕВ

«Русский курьер»

№ 365 2004-09-06

"Русский курьер"

*