Конец начала. Десятилетняя история русского интернета глазами его главного историографа ("НГ")
Интервью, предлагаемое вниманию читателей ниже, было проведено проектом VIPonline.ru, в настоящее время работающим в рамках Первого юбилея российского интернета «Рунету – 10 лет!» (www.10RU.ru).
Рунету всего 10 лет! Всего или уже? Что же произошло и происходит с ним за этот отрезок времени и что с ним произойдет дальше? По каким законам живет российский интернет-рынок и какие тенденции будут управлять им завтра? На эти и другие вопросы ответил главный редактор Webrating Андрей Травин, один из самых известных историографов российской сети.
Андрей Травин появился в сети несколько месяцев спустя после регистрации домена RU. Первую статью об интернете напечатал в мае 1995 года. До дефолта 1998 года писал хроники рунета в офлайновую газету «Софт-Маркет» и офлайновый журнал «Мир Internet». С осени 1998 года продолжил их непосредственно в сети: в своих веб-обозрениях «Находки» и «РИФма», а также в «Русском журнале», Internet.ru, Emedia, «Нетоскопе», Рунет.ру и «Вебпланете».
С 1994 года по настоящее время Андрей профессионально занимается PR и рекламой компьютерных и интернет-компаний. Летом 1999 года провел одну из первых классических пиар-кампаний в рунете по поводу продажи зарубежному инвестору каталога «Ау!» (ныне «Каталог-Апорт»). Сейчас – менеджер проектов Prestigio.Biz/Ru, главный редактор проекта Webrating.ru, посвященного интернет-рекламе. Полный текст интервью с Андреем Травиным можно найти на сайте www.viponline.ru.
—Какие изменения произошли с рунетом за последние 10 лет?
– Первоначально русский интернет был не таким связным, как сейчас. В браузере Netscape 1.1 для операционной системы UNIX была встроена карта прохождения трафика от пользователя до сайта (на профессиональном языке – traceroute). Летом 1995 года, обращаясь из Москвы на сайт в Зеленограде, я с изумлением наблюдал, как трафик шел через Амстердам! Сейчас это такая же экзотика, как и необходимость переключения кодировок на головной странице ресурса.
– Откуда возникло само слово «рунет»?
– Это слово впервые публично прозвучало в веб-обозрении израильского программиста Раффи Асланбекова «Мысли Великого Дяди» в июле 1997 года, но об этом мало кто помнит. Тем же летом слово «Рунет» было подхвачено известными сетевыми журналистами – Михаилом Гуревичем, ныне шеф-редактором «Утра», и Антоном Носиком – и благодаря им быстро прижилось, стало казаться, будто оно существовало всегда. Я считаю, что оно вошло в обиход потому, что в то время уже было что им обозначать. До этого, в 1994–1996 годах, центром активности русской сети были телеконференции, а вовсе не WWW. Конечно, в 1994 году Анатолий Левенчук сделал первый коммерческий сервер, в 1995 году создали свои неувядающие сайты Дима Вернер и Максим Мошков, но серфить по русской сети стало интересно только с осени 1996 или даже с зимы 1997 года. Первая заметная масса интересных сайтов появилась именно тогда.
– Каким вы помните интернет середины 90-х годов, когда он только появился в России?
– Время было беззаботное. В первую очередь, пожалуй, вспоминается эйфория 1997–1998 годов от общения в веб-форумах, гостевых книгах и чатах, а также от последующего развития этого общения в офлайне. Центры общения – «Перекресток», «Никитад», «Кам-Чат-ка» и другие – были тогда и центрами сети. В 1996 году открылся Zhurnal.ru, первый полноценный медиапроект, и в рунете стало можно что-то читать кроме библиотеки Мошкова. Длинным коридором на кухню редакции Журнала.ру хотя бы раз прошли почти все, кто до сих пор делает погоду в русском интернете. Однако самым запоминающимся проектом 1990-х годов был все-таки «Вечерний Интернет» Антона Носика. Я думаю, что люди, пришедшие в сеть в XXI веке, задним числом уже не поймут, насколько все ежедневные выпуски Антона были актуальны, умны и талантливы.
– Какие компании и проекты привнесли наибольший вклад в развитие рунета?
– Пожалуй, самый существенный вклад внесли «Демос», Сорос и ЮКОС. В офисе «Демоса» на Овчинниковской набережной близ Кремля фактически начался русский интернет. Фонд Джорджа Сороса «Открытое общество» в конце 90-х годов дал деньги на интернет-центры по всей России и на гранты создателям сайтов. Что же касается ЮКОСа, то именно на его средства Федерация интернет-образования продолжила в XXI веке дело Сороса. Нужно, конечно, отметить вклад РОЦИТа, Rambler, «Релкома», «Ринета» и еще многих компаний. Благодаря им рунет прогрессировал.
– Были ли какие-то события или тенденции, которые сказывались на развитии рунета негативным образом?
– Были, конечно, но все они далеко не фатальны. В первом хрестоматийном учебнике интернета Адама Гаффина имелся примечательный афоризм: «Интернет нельзя сломать». Эта фраза верна и десять лет спустя, хотя Касперский пугает мир утверждениями, что интернет в конце концов убьют компьютерные вирусы. Самым же большим ударом, несомненно, было падение NASDAQ осенью 2000 года. Тогда только-только сформировался рынок, вознаградивший неофитов за счет так называемых «ангелов», которые вкладывают ростковые деньги («seed money») в перспективные проекты на начальной стадии развития (примерно 50 тысяч долларов на один «круг», как, например, в «Апорт» или «Омен»), или за счет венчурных капиталистов (чьи инвестиции исчислялись уже миллионами долларов, но шли в раскрученные проекты типа Rambler или Mail.ru). После упомянутого обвала на NASDAQ’е о новых инвестициях в русский интернет почти ничего не слышно с осени 2001 года.
– Что сейчас модно в рунете?
– В последние год-два в рунете модны контекстная реклама, флэш-мультфильмы, блоги (личные сетевые дневники и коллективные ленты интересных ссылок) и RSS (формат, предназначенный для публикации новостей на новостных и подобных им сайтах). По-прежнему не выходит из моды зарубежный сайт LiveJournal, русскоязычная часть которого вполне может считаться частью рунета. LiveJournal – тот же блог, точнее, ресурс, где каждый может завести себе дневник. Еще в 2001 году Михаил Ашаров пошутил про удобство LiveJournal для тех, кто в интернете давно и «по уши» – дескать, вместо того, чтобы сразу придумать Живой Журнал, сначала придумали никому не нужный интернет.
– Чего не хватает в рунете? Каких порталов и сайтов должно быть больше?
– Не хватает производственных порталов. Почти сошла на нет отраслевая пресса о самом рунете. Нет каталога рекламных площадок. Точнее, он есть – на Webrating.ru, – но еще не доступен публично. Более всего не хватает сайтов по мобильным технологиям, SMS-маркетингу, играм для сотовых телефонов.
– Каково сейчас состояние российского электронного бизнеса?
– Сам термин «электронный бизнес» получил хождение лишь в эпоху широкого развития интернета и является более узким, чем «бизнес на основе информационных технологий». Говоря проще, электронный бизнес – это то, что целиком или частично делается с применением возможностей всемирной сети. При этом сейчас в интернет-бизнесе нет такой задачи, про которую профессионалы могли бы сказать: «Не знаю, как сделать». Можно сделать все, если речь идет об интернет-проекте, а не о новой технологии.
Интернет-бизнес делится на техническую и информационную части. Первая – это телекоммуникационные компании, в том числе интернет-провайдеры. Объем рынка интернет-провайдинга в России составляет в сумме всего несколько сотен миллионов долларов, а сам рынок поделен между множеством крупных и мелких компаний. За такие деньги не убивают, конкуренция в этой нише с самого начала идет сравнительно цивилизованная, но вкладываться сейчас в этот бизнес специалисты не рекомендуют. В сфере dial-up-доступа предложение превышает спрос, из-за чего провайдеры экономят копейки почти на всем, и публичный доступ в сеть через интернет-кафе – не исключение. Если уж выходить на рынок провайдинга, то с проектами домашних сетей масштаба микрорайона. Сейчас заканчивается этап «захвата» территорий Москвы, домашние сети покрывают более 1/10 площади города. Через год или полтора на рынке останется несколько операторов такого рода, которые сначала поделят территории крупных городов, а только потом начнут конкурировать бок о бок в пограничных районах.
Информационная часть интернет-бизнеса – это создание веб-сайтов, электронная коммерция, реклама в интернете, сетевые медиа и вообще услуги предоставления информации («контент-провайдинг» на профессиональном жаргоне). Деньги, которые здесь вращаются, конечно, меньше, чем в нефтегазовой отрасли или телерекламе. Максимум, чего удавалось пока добиться в рунете, – это вложить пару миллионов долларов и через пару лет получить обратно двадцать миллионов. В то же время интернет-рынок – гораздо более интересное и таящее неожиданности направление, дающее возможность поймать удачу и на голом месте заработать пусть всего один, но свой первый миллион долларов.
– На чем конкретно может заработать владелец сайта?
– Есть три основных источника доходов для веб-проекта (не считая чистой е-коммерции). Первый – брать деньги с читателей/посетителей. Второй – с поставщиков содержания, на котором основан сайт. Третий – с рекламодателей и спонсоров за право внедрить свою информацию в имеющийся на сайте популярный контент.
Платный доступ к информации (или платная подписка) возникает, с одной стороны, из-за наличия «информационной передозировки», «белого информационного шума» в сети, а с другой стороны – из-за наличия людей, которые ценят свое время. Бизнес, построенный на поставках очищенной, обогащенной информации, имеет нишевой характер, но приносит постоянный доход. Этот механизм уже работает, скажем, в области распространения финансовой информации (РБК) или новостей самого компьютерного бизнеса («Алгоритм-Daily»). При этом еще хватает незанятых или плохо освоенных ниш – таков, к примеру, рынок недвижимости.
Кроме посетителей деньги могут платить поставщики содержания, на котором основан сайт. В качестве примера возьмем price.ru. Заказчик платит за размещение на сайте информации о своих ценах на компьютерную технику; потребитель видит эти данные вместе с рекламой, за которую хозяину ресурса тоже идут деньги. У нас в стране эта модель наиболее распространена среди сайтов, посвященных туризму. Туристический бизнес вообще хорошо ложится на интернет-технологии благодаря своей оперативности, интерактивности и «нечувствительности» к физическим расстояниям. Удачные турсайты рунета рентабельны по крайней мере. Те, кто подходит к работе с интернет-сайтами всерьез, получают из сети по 100 клиентов в месяц, что для малого бизнеса не так уж мало. При этом почти все активы самого проекта нематериальны – это брэнд, сетевой адрес, привычки пользователей. Это характерный пример так называемой новой экономики, в которой нематериальные активы играют гораздо большую роль, чем материальные.
Что же касается интернет-рекламы, то в прошлом году объем этого сектора рынка оценивался в 18 миллионов долларов, что составляет приблизительно десятую часть всех денег, которые вращаются на рынке электронной коммерции. В этом году, по оптимистичным прогнозам, объем рынка сетевой рекламы вырастет уже до 24 миллионов долларов. Рынок «джинсы», конечно, оценить несколько труднее, тут точных цифр нет.
К этой же категории получения доходов можно отнести и комиссионные партнерские программы, когда на чьем-либо сайте размещается предложение купить товар какого-либо сетевого магазина. Магазин отслеживает, откуда пришел покупатель, который что-то заказал, и посреднику автоматически начисляется премиальная сумма. По сути, это своеобразный подвид рекламы, приносящий небольшую пользу обеим участвующим сторонам. К сожалению, комиссионные проекты пока трудно считать прибыльными – к примеру, ежемесячные доходы партнеров крупнейшего русского книжного интернет-магазина «Озон» составляют всего около 50 долларов.
– Какие направления электронной коммерции сейчас можно считать перспективными?
– Для получения реальных экономических выгод от электронного бизнеса сначала надо определиться с тем, выбирается ли сегмент B2C (когда делается что-то, нацеленное на конечного пользователя) или сегмент B2B (что-то, нацеленное на конкретные бизнесы). Затем изучаются все стороны услуги – платежные системы, доступ к базам данных цен и другие важные аспекты. Как только становится понятно, в чем заключается реальная бизнес-задача, имеет смысл начинать подбор технологии.
Глобальные новые идеи вроде ICQ, которые приносят миллионы долларов своим авторам, пожалуй, можно не считать. Построение порталов к массовому интернет-бизнесу также имеет очень малое отношение. По-видимому, их скоро останется по два-три в каждой стране. Даже если понять, как работает модель портала, не имеет смысла пробовать повторить это в каждом городе.
Наиболее старый и развитой электронный бизнес – это создание веб-сайтов, что в современных условиях означает предложение заказчикам программных движков, а не просто веб-дизайн. На этом рынке сейчас тесно, как и на рынке предоставления доступа в сеть по телефонным линиям (причем команды из Беларуси и Украины откровенно демпингуют). Выходить на этот рынок довольно легко, трудно достичь быстрого развития. Всему этому сегменту индустрии достаточно усилий нескольких сотен профессионалов.
Несколько запоздалым, а потому более затратным (с начальными вложениями более 500 тысяч долларов) будет обращение к электронному издательскому делу – это не только интернет-СМИ, но и каталоги ресурсов интернета, а также онлайн-энциклопедии. Весьма высок барьер выхода на рынок поисковых машин интернета и существенно ниже – на рынок бесплатной электронной почты. На таких ресурсах собирается довольно обширная аудитория, и здесь можно продавать рекламу. Схема окупаемости такая же, как и на телевидении: нет расходов на тиражирование, но и нет прибыли от продажи копий.
Конечный потребитель, на которого обрушивается информации больше, чем он может усвоить, тяготеет к проектам с отборной информацией. В этом плане показателен успех новостного интернет-проекта Lenta.ru, задача которого не передать потребителю максимальное количество новостей в единицу времени, а наоборот, защитить его от этого потока, процедить этот поток, отфильтровать, оперативно выдавая десяток важнейших новостей дня в удобном формате. Сейчас, например, потоки новостей, порождаемые интернет-проектами по недвижимости, плохо отсортированы, не имеют логики и иерархии, и приличная часть статей остается не замечена целевой аудиторией.
Отечественные брокеры никогда не скрывали главной причины выхода своих компаний в брокерский сектор сети: русский интернет развивается быстрее, чем растет число клиентов российских брокерских контор (а в такой ситуации лучше быть одними из первых в предоставлении этого комплекса услуг). Это еще одно эффективное поле деятельности с использованием рунета.
Так или иначе, для электронного бизнеса имеет смысл поставить задачу следующим образом: минимальными ресурсами получить максимальную выгоду. Концентрация на узком сегменте позволяет минимизировать ресурсы и – если сегмент выбран удачно – максимизировать прибыль.
– В 2004 году празднуется 10-летие российского интернета. Что бы вы хотели пожелать интернет-сообществу?
– Поздравляю всех людей, связывающих себя с русскоязычным интернетом. В нем каждый год идет не за два, а за пять, так что это десятилетие – гигантский срок. Отдельно мне хочется поздравить тех, кто был «на проводе» с самого начала. Того, что было, не вернуть. Дело не в том, что, к примеру, телеконференции утратили роль центра информационной жизни сети. Наверное, мы просто никогда не будем чувствовать себя частью одного текста. Мы навсегда стали отдельными высказываниями. Такова виртуальная жизнь…
Елена Платонова
# 188 (3301) 3 сентября 2004 г.
*