В обзоре российских газет:

* Запад имеет виды на Закавказье

* Объединится ли мир против терроризма?

Кому это на руку? Миру еще предстоит узнать окончательные результаты операции по освобождению заложников в Северной Осетии, начавшейся в пятницу утром. Однако газеты уже начинают делать некоторые обобщения относительно глобальных причин трагедии.

«Красная звезда». Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, утверждает, что ситуацию в Северной Осетии следует рассматривать в контексте обострившейся борьбы за контроль над Закавказьем между Россией и англосаксонскими державами. По его мнению, никакого отношения к исламскому фундаментализму происходящие события не имеют.

Президентские выборы в Чечне осудили США и Великобритания, указывает автор. Он считает, что такое осуждение является политической поддержкой чеченских террористов.

«Причина активизации западных спецслужб на Северном Кавказе — жесткая позиция России по ситуации в Южной Осетии, когда стало ясно, что Россия не намерена добровольно уступать свое влияние и будет бороться за свои интересы. Англосаксам необходимо выдавить Россию из Закавказья, а для этого — дестабилизировать ситуацию как на Северном Кавказе, так и в целом по стране».

Та же «Красная звезда» перепечатала статью о захвате школы в Беслане известного итальянского журналиста Джульетто Кьеза, опубликованную в итальянской «Стампе», и в комментарии к статье замечает, что «масхадовско-басаевское подполье всякий раз получает моральный допинг со стороны Запада, когда там начинаются разглагольствования о «политическом решении» чеченской проблемы. Не будь этих провокаторских инъекций, сопротивление террор-оппозиции не достигло бы такой степени непримиримости и отчаяния. Но ведь именно отчаянное сопротивление чеченских бандитов, усиленных закордонными отрядами, устраивает тех, кто раздувает большой кавказский пожар. Столкнуть здешние народы, погреть руки на пламени бесконечной войны, попользоваться ослаблением России — вот она, циничная стратегия».

Несколько иной видят ситуацию «Известия». «В недавних и нынешних событиях на Кавказе, вне всякого сомнения, есть определенное стечение обстоятельств, — указывает газета. — Грузия пытается вернуть в состав страны Южную Осетию и Абхазию. Непризнанные республики этого не хотят, а тот факт, что большинство их граждан являются россиянами, означает только одно: в случае развязывания Грузией войны в нее автоматически втягивается и Россия, которая неоднократно заявляла, что своих граждан в обиду не даст».

Другая проблема видится «Известиям» в накопление критической массы напряженности во время правления в Чечне Кадырова-старшего. «В споре между кадыровской администрацией и федеральными чиновниками доверие высшего руководства страны почти всякий раз оказывалось на стороне Кадырова. Это автоматически расширяло пропасть между федералами и кадыровской администрацией».

Коррупция, действия боевиков в Чечне, трудности с восстановлением республики — все это в общественном мнении ассоциировалось не столько с поведением и просчетами Кадырова, сколько с неумелой политикой федерального центра, продолжает автор «Известий». В результате радикальный исламский экстремизм превратил «лесных братьев», орудовавших в горных районах Чечни, в шахидов-самоубийц, опоясавших паутиной совершаемых терактов всю территорию России — и в особенности Кавказ, прилегающие к Чечне регионы.

«Совокупность всех этих факторов и отвлеченность руководства России на другие более яркие международные проблемы привели к тому, что обстановка на Кавказе стала выходить из-под контроля. Одним из смыслов захвата школы в Беслане является создание непреодолимых препятствий для построения межнационального мира между осетинами, ингушами и чеченцами, а также подрыв ростков авторитета России на международной арене, изоляция Южной Осетии от помощи России, которая, вне всякого сомнения, на данном этапе будет уделять больше внимания Северной Осетии. Тогда как Грузия в этот момент вполне может по новой активизировать операцию с емким названием «гуманитарная помощь». При этом цена вопроса сейчас столь высока, что организаторы этой жестокой акции даже не посчитались с окончательным уничтожением остатков позитива прочеченских настроений на Западе».

В то же время газета считает, что «внутренне регион готов сделать последнюю попытку и остановиться на краю пропасти — не то чтобы новой кавказской войны, а, по выражению Дмитрия Рогозина, балканизации региона. Активная позиция России как кавказской державы в урегулировании этого вопроса выглядит намного более естественной и ожидаемой, чем усилия США по примирению народов бывшей Югославии».

Единый фронт против террора не складывается

Как же бороться с этим относительно новым злом? Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика», пишет в «Труде», что ни одна страна в мире в последние годы не становилась жертвой деятельности террористов так часто, как Россия. Война объявлена еще несколько лет назад, но только сейчас это по-настоящему почувствовалось.

«Здесь мы скорее имеем дело с мученическим фанатизмом и религиозной экзальтацией, — считает Никонов. — Бороться с такими террористами-смертниками исключительно сложно: все придуманные человечеством системы безопасности построены на том, что люди не будут себя убивать. Эти — будут, и никакой смертной казнью их не испугаешь. Противостоять террористическому интернационалу может только организованная и совокупная мощь цивилизованных государств, активно сотрудничающих друг с другом».

Сходную точку зрения высказывает в «Известиях» и известный писатель Эдуард Тополь. «Если бы международный антитеррористический центр существовал, сегодня его силовые и психологические структуры уже высадились бы в Беслане и взяли бы на себя решение инцидента. Террористы оказались бы лицом к лицу не с российской ФСБ, а с силовой структурой всей западной цивилизации».

В условиях тотальной войны мракобесия с цивилизацией невозможно в лайковых перчатках условий международных конвенций о правилах ведения войны сражаться с варварами, считает писатель. А о том, что европейской цивилизации объявлена окончательная тотальная война, уже давно и открыто говорят все лидеры международного исламского терроризма.

«Если бы такой центр существовал, сегодня его силовые и психологические структуры уже высадились бы в Беслане и взяли бы на себя решение этого инцидента. То есть террористы оказались бы лицом к лицу не с российской ФСБ, а с силовой структурой всей западной цивилизации. К несчастью, несмотря на все разговоры и намерения создать такой центр, его на самом деле еще нет. Запад самоубийственно ленив, вальяжен, велеречив и труслив. Россия, как и два года назад на Дубровке, оказалась один на один с еще более безжалостными террористами, чем Мовсар Бараев», — подводит мрачный итог Тополь.

Обзор подготовил Евгений Янушевич,

Служба мониторинга Би-би-си

03 сентября 2004 г., 23:55 GMT 03:55 MCK

Би-би-си

*