В Арктике начинается восстановление некогда крупнейшей сети полярных станций. Еще 20 лет назад у России их было более сотни. Сегодня не наберется и половины. Часть объектов планируется реконструировать, часть — отстроить заново.

Без малого наделю шел флагман полярного флота «Михаил Сомов» к Земле Франца-Иосифа. На борту — 37 членов экипажа, 60 участников экспедиции: метеорологи, авиаторы и строители, которые будут заново возводить метеостанцию имени Кренкеля.

Позади спокойное Баренцево море. Но там было не до отдыха. Пожар в трюме, человек за бортом, пробоина в корпусе, трещал судовой звонок. Тревоги были учебными, но те, кто не успел занять место в шлюпке, отправлялись нести вахту на камбуз. 80-е широты встретили холодом и первыми льдами. Зимовщики начали паковать вещи.

Для радиста Алексея Симакова и метеоролога Ольги Жмыховой поездка на станцию Кренкеля — настоящее свадебное путешествие. Они — молодожены. Правда, Алексей 5 лет назад уже работал в Арктике и отлично понимает, на что идет.

«Допустим, в случае выхода из строя дизельной электростанции рассчитывать приходится только на свои силы, только на самого себя. Помочь будет некому и неоткуда», — рассказывает он.

А Ольга, как верная жена, просто поехала вместе с мужем. Она знает лишь, что в Арктике водятся белые медведи. «Они там ходят как у себя дома, они там хозяева — это их территория. Они там живут. Мы там чужие. Подружки, когда узнали, куда я еду, спрашивать начали — зачем тебе это надо, куда ты едешь? там людей нет, общаться не с кем», — говорит она.

Земля Франца-Иосифа с первых минут показала свой коварный характер. «Михаил Сомов» при водоизмещении в 14 тысяч тонн и осадке в восемь метров буквально исполнял балетные «па», лавируя между айсбергами. Остров Хейсе, на котором находится метеостанция, расположен в центре архипелага. Наконец, якорь брошен, рискованные маневры закончены, и бортовой вертолет отправляется на разведку на брошенную метеостанцию.

Первые шаги по острову Хейсе и последние наставления капитана Юрия Настенко. «Медведей пока нет, но они могут прийти. Поэтому желательно, если ходить, то группами, с оружием», — говорит капитан.

Первым с ружьем идет механик Александр Мотяж – единственный человек, который уже зимовал на станции Кренкеля в 90-х. Он хорошо знает закутки, в которых могут прятаться звери. Метеостанция состояла из десятков жилых блоков, лабораторий, метео- и аэрологических постов и складов.

Тем временем строители уже осмотрели место новой станции и провели первое совещание с вертолетчиками и метеорологами.

В первый день разведки полярники сделали предположение, что в их отсутствие станцию кто-то посещал. Из ценностей пока обнаружены лишь пара осциллографов, трактор, да 15 банок консервированных кабачков. Завтра начнется выгрузка на остров топлива и стройматериалов. Пока сложно поверить, что через два месяца здесь закипит жизнь. А в эфире вновь появятся радиопозывные самой северной арктической метеостанции.

Александр Карпов

03.09.2004 11:46

Вести.Ru

*