Гость программы «Страна и мир» — доктор медицинских наук, психиатр-криминалист Михаил Виноградов.

Ведущий: — Спасибо, что пришли. Наверное, главный вопрос сейчас: как помочь освобожденным детям забыть этот кошмар?

Михаил Виноградов: — Детская психика очень пластична, и детская психика так устроена, что она либо забывает, убирая в подсознание весь ужас, либо оставляет его на поверхности, и тогда необходима квалифицированная помощь психологов и психиатров. Я подчеркиваю, и психологов, и психиатров, потому что психологи владеют словом, а психиатры еще обладают медикаментами. Сейчас все дети должны быть тщательно обследованы, распределены по группам, по степени реакции, депрессии, тревоги, страхи, какие-то иные реакции, я не буду перечислять их все, но с каждым ребенком необходима индивидуальная работа. И, конечно, начинать ее надо после того, что они пережили, в условиях или специализированного стационара, или специализированных кабинетов.

Ведущий: — Скажите, а как долго ребенок помнит все это?

Михаил Виноградов: — Практически всю жизнь. И все детские переживания, а с особенно тот кошмар, который они пережили во время захвата, в глубине подсознания остается на всю жизнь и может давать время от времени сбои в поведении, сбои в настроении, тревоги, депрессии. А, может, наоборот, вызвать такую реакцию силы защитной, агрессивности. И тогда, я не исключаю, многие из этих детей, пережившие этот ужас, потом пойдут служить в какие-нибудь спецподразделения, чтобы своим поведением вытеснить из своего сознания страх и ужас.

Ведущий: — А как сейчас быть людям, которых напрямую эта беда не коснулась, но которые теперь будут бояться отправлять детей в школу?

Михаил Виноградов: — Во-первых, тех, кого напрямую беда не коснулась, скажем так, практически нет, потому что то, что я видел на улицах и слышал — люди сопереживают, и сопереживания иногда переносятся людьми тяжелее, потому что ощущается свое бессилие и невозможность помочь. А что им делать, чтобы отправить ребенка в школу? Отправить в школу, отбросив всякие сомнения. Мы должны, как это ни трагично, привыкнуть к тому, что теракты были, есть и будут продолжаться, безусловно. В таких реалиях живет весь мир. Надо просто жить.

Ведущий: — А если ребенок посмотрел телевизор и говорит: мама, папа, я боюсь, не пойду в школу завтра.

Михаил Виноградов: — Любые страхи надо преодолевать, и в зависимости от степени страха либо попробовать это преодолеть родительским убеждением, но ни в коем случае не насилием, не давлением, а именно мягким, очень осторожным убеждением, либо, если не получается у родителей, немедленно обратиться к детскому психологу или к психиатру.

03.09.2004 | 23:20

Телекомпания НТВ

*