Эфирная зона особого внимания. Как отмеряли телевизионную информацию ("Ъ")
Освещение российским телевидением штурма школы в Беслане было беспрецедентным по многим причинам. Впервые в дневном эфире практически в режиме реального времени зрители могли наблюдать за развитием ситуации в Беслане. Однако начала операции по освобождению заложников на российских каналах телезрители не увидели – первыми прямые трансляции начали западные компании EuroNews и «Би-Би-Си». За работой федеральных телеканалов в течение всего дня следила обозреватель Ъ АРИНА Ъ-БОРОДИНА.
Все началось с НТВ. 13-часовой выпуск новостей стартовал с прямого включения из Беслана. На первой минуте за спиной руководителя северо-кавказского бюро НТВ Руслана Гусарова прогремел мощный взрыв, затем второй.
Ведущий Алексей Суханов поинтересовался, что происходит. Руслан Гусаров сказал, что пока не ясно, затем в эфире пошел заранее подготовленный материал из Беслана. В конце выпуска господин Гусаров вновь вышел в прямой эфир, во время которого вновь прозвучал взрыв. Что именно творилось в Беслане, в тот момент так и осталось не ясно. Выпуск закончился, начались новости спорта, а затем пошел блок рекламы.
В 13.20 EuroNews и «Би-Би-Си» вышли в прямой эфир с картинкой о начале штурма в Беслане. Причем, по сведениям Ъ, западные компании давали материалы, которые снимала камера канала «Россия». Однако российские каналы в этот момент молчали.
На НТВ трансляция штурма началась в 13.30. В прямом эфире пошла «картинка»: бежали окровавленные, полураздетые дети, они лихорадочно пили воду, их принимали военные, родственники, раненых грузили в машины. Ведущий Суханов за кадром комментировал происходящее, а из Беслана поочередно выходили на прямую связь Руслан Гусаров, Вадим Фефилов, Дмитрий Новиков. Никаких версий происходящего они не сообщали. Ни о том, кто и почему начал штурм, ни о том, что стало причиной взрывов, и уж тем более не говорили о количестве жертв и спасенных заложников.
Чувствовалось, что репортеры весьма ограничены в возможности говорить в прямом эфире о том, что творилось в Беслане. Вадим Фефилов, которого ведущий уже не первый раз спрашивал, что происходит, почти с отчаянием в голосе воскликнул: «Мы не можем говорить, что происходит, мы не можем комментировать действия военных!» Корреспонденты старались подбирать слова, рассказывая о происходящем. В какой-то момент в кадре показали, как на носилках в машину несли раненого ребенка, всего в крови. И вдруг на фоне голоса ведущего, комментирующего эту «картинку», в эфир прорвался рабочий звук и закадровый голос кого-то из корреспондентов произнес: «Б…ь!» А еще через полминуты: «Это п…ц!»
Уже позже в неофициальных разговорах с корреспондентом Ъ журналисты НТВ признались, что во время работы в эфире никаких особых установок руководство канала им не давало, но просило до официальной информации не упоминать о количестве погибших. Гендиректор НТВ Владимир Кулистиков заявил Ъ, что решение о трансляции из Беслана в прямом эфире на НТВ приняли мгновенно и «сверху» никаких «недовольных» звонков не было: «Мы вместе с Татьяной Митковой принимали решение о начале эфира. Понимаете, это же не «Норд-Ост» (имеется в виду захват заложников на спектакле «Норд-Ост» в 2002 году.–Ъ), все началось стихийно, и мы стали давать это в эфир. Но мы строго руководствовались законодательством и не давали в эфир непроверенную и неофициальную информацию».
В течение 30 минут, пока НТВ показывало первые кадры из Беслана, на двух госканалах все шло по программе. На «Первом» – лирическая комедия «Дама с попугаем», а на «России» – программа Михаила Кожухова «В поисках приключений». «Первый» включился в 13.59 с пятиминутным выпуском; «Вести», согласно традиционному графику, начались ровно в 14.00.
Примечательно, что на госканалах сразу попытались объяснить причину начала штурма школы (в неофициальных разговорах корреспонденты «России» предполагали, что получасовая задержка эфира «Вестей» была связана именно с тем, что ждали официальной версии, почему начали штурмовать школу) – правда, версии были взаимоисключающие. На канале «Россия» корреспондент Маргарита Симоньян несколько раз повторила, что взрыв и начало штурма – следствие «внутреннего конфликта среди террористов» (после 19.00 эта версия стала доминирующей и на НТВ, до этого на канале ее не озвучивали). Корреспондент «Первого канала» Ольга Кирий в 14.30 заявила в эфире, что, по одной из версий, причиной взрыва в школе стало то, что боевики «взорвались на собственных растяжках».
В первые часы в эфир шел настолько большой поток информации, что порой каналы сообщали взаимоисключающие подробности, ведущие новостей заметно терялись (недаром на «России» почти сразу Елену Мартынову поменяли на опытного Михаила Антонова). Около 14.30 ведущий «Вестей» заявил в эфире, что стрельба вокруг школы стихла, и в это же время на НТВ корреспондент Дмитрий Новиков по телефону из Беслана рассказывал, что в школе «стихийная стрельба, бой усиливается», и через паузу добавил: «Полный хаос!» После этих слов прямое включение быстро свернули. После 15.00 в «Вестях» к уже прозвучавшей версии о распрях среди боевиков добавили уточнение: бой был вынужденный, потому что среди боевиков начались серьезные разногласия.
Объем информации также везде был разный. Первый информационный выпуск на «Первом канале» длился около пяти минут (затем короткие выпуски выходили почти каждый час), на «России» и НТВ блоки шли достаточно долго, информация и видеоряд выходили в эфир нон-стоп. На «России» информблок закончился около 15.30 (полтора часа, затем короткие спецвыпуски по мере поступления информации). Больше всех без перерыва – три с половиной часа – длился информационный блок на НТВ, затем новости пошли по обычному графику.
Каждый канал показывал в основном снятые своими силами кадры. Но наиболее впечатляющий видеоряд был показан около 17.00 в «Вестях». Оператор «Вестей» Виктор Белокопытов – единственный из операторов – пробрался непосредственно к зданию разбомбленной школы. В кадре из разрушенных, охваченных пламенем проемов дома спецназ выносил женщин и детей.
Самым шокирующим кадром дня стал эпизод на «Первом канале», показанный около 17.00: жители Беслана буквально вырвали из рук военных мужчину в гражданской одежде и стали с яростью бить его ногами. Все это время ведущая Екатерина Андреева объясняла за кадром, что это боевик, который попал в руки родственников заложников. В то время как милиционеры пытались предотвратить самосуд, госпожа Андреева в прямом эфире крупнейшего государственного телеканала заявила: «Эмоции людей можно понять!»
Первые данные о жертвах теракта «Первый канал» впервые сообщил после 18.00 – ведущая сказала, что убитых больше 100 человек. Эту же информацию в 18.30 повторили «Вести», а в 19.00 с нее же начался выпуск программы «Сегодня» на НТВ. В этом выпуске Руслан Гусаров пригласил в прямой эфир начальника УФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева (за весь день он был единственным официальным представителем власти, выступавшим перед телекамерами, причем на всех каналах), у которого несколько раз спросил: не давали ли корреспонденты НТВ какую-то непроверенную информацию и не совершали ли они каких-то ошибок? Генерал Андреев на секунду растерялся, а потом строго ответил, что анализировать происшедшее будут позже.
В итоговых вечерних выпусках новостей на федеральных каналах информация уже была сдержанной и тщательно отобранной. Однако точные цифры погибших, а также данные о том, сколько еще заложников находится в руках террористов и скольким боевикам удалось скрыться, в эфире так и не прозвучали.
____________________________________________________________
Официальная версия: штурм был спонтанным
По версии оперативного штаба, около 13 часов сотрудники МЧС подошли к захваченной школе с целью забрать тела убитых заложников. В этот момент в здании раздался мощный взрыв – в руках у одного из боевиков сработала мина. Взрывом были убиты несколько террористов, после чего находившиеся в фойе школы заложники стали выбегать на улицу. Находившиеся на втором этаже здания бандиты открыли по бегущим людям шквальный огонь из автоматов. Тогда «в связи со складывающейся обстановкой силовые подразделения были вынуждены действовать согласно этой ситуации»: по боевикам был открыт огонь, одновременно спецназ начал выдвигаться к школе. Особо подчеркивается, что спецслужбы не планировали проведение силовой операции.
Через час после начала боя большинство помещений школы перешло под контроль российского спецназа. Часть бандитов вырвалась из здания и заняла оборону в соседних домах. Оставшиеся в школе забаррикадировались в подвале. В руках боевиков оставалось до 50 заложников. Федеральными силами организован поиск членов бандформирования. По состоянию на 22.45 3 сентября, в разных районах города продолжались бои с бандитами. Уничтожены порядка 20 террористов, в том числе 10 арабов и негр. Погибли два сотрудника МЧС и офицер ФСБ, несколько спасателей и спецназовцев ранены.
Газета «КоммерсантЪ» №164(3003) от 04.09.04
*