Корреспонденту ГАЗЕТЫ Дмитрию Соколову-Митричу удалось взять интервью у Азамаса Тохтиева, пережившего трое суток в захваченной школе, и у других заложниц, от которых он узнал сенсационные подробности рейда, существенно меняющие картину происшедшего. Как рассказал бывший заложник, осетин по национальности, все боевики, которых он насчитал от 30 до 40, говорили по-ингушски и по-чеченски. Боевики, вопреки сведениям, появлявшимся ранее в СМИ, вели себя с заложниками достаточно грубо, время от времени били детей прикладами.

Заложникам удалось посчитать друг друга. По их оценкам, в здании оказалось захвачено около 1200 человек. Тохтиев не может точно сказать, давали ли еду хоть кому-нибудь, но свидетельствует, что на его глазах не поили и не кормили никого, и самому ему за двое суток не досталось ни капли воды.

В момент штурма большая часть детей находилась в спортзале. К потолку зала было прикреплено взрывное устройство. Когда прозвучали первые выстрелы, боевики подорвали его. Дети в панике бросились к окнам и били стекла, пытаясь вырваться на улицу. Террористы открыли по ним огонь из автоматического оружия. Сам Тохтиев, по его словам, не успел заметить ни убитых, ни раненых, поскольку ему удалось быстро выпрыгнуть в окно и бежать.

Что касается раненых, корреспондент ГАЗЕТЫ рассказал, что перед городской больницей Беслана разбиты палатки МЧС, но мест не хватает ни в палатках, ни в самой больнице, и раненые лежат на носилках прямо на тротуарах и на проезжей части. Их как минимум несколько сотен человек.

Неожиданные детали происшедшего удалось узнать от других заложниц — сестер Ирины и Залины Мисяковых. Оказалось, что первоначально террористы взяли курс на Владикавказ и планировали теракт именно в столице Северной Осетии, чтобы добиться большего резонанса. Рядовые боевики даже после начала акции в Беслане не знали, в каком городе они находятся. Однако на подъезде ко Владикавказу боевиков задержали сотрудники ГИБДД. Представителей закона смутило отнюдь не намерение вооруженного отряда проникнуть в город, а недостаточная сумма, которую предложили террористы. Поэтому банде Евлоева пришлось повернуть на Беслан, куда их пропустили представители автоинспекции.

Вопреки информации, рапространенной СМИ сразу после начала теракта, в школе не было телевизора, и связь с внешним миром террористы осуществляли только посредством мобильного телефона. Сестры Мисяковы утверждают, что после подрыва спортзала боевики переместились в столовую, которую закидали ручными гранатами. В помещении находилось более сотни человек. Накануне штурма боевики расстреляли десять мужчин из числа заложников, мстя за случайную гибель одного из боевиков.

03.09.2004

ГАЗЕТА

*