На самарском ГНП РКЦ «ЦСКБ – Прогресс» заканчивается сборка первой ракеты-носителя «Союз-2». Уже в этом месяце она должна быть отправлена на космодром Плесецк, где пройдут ее летно-конструкторские испытания.

До самого последнего времени все основные пуски космических аппаратов общим числом более 1600 проходят с помощью ракет-носителей «Союз», аналогов тех, что почти 57 лет назад вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли и 53 года назад – первый «Восток» с Юрием Гагариным на борту. Такой славной биографией не может похвалиться больше ни одна РН в мире.

– Но еще 15 лет назад мы пришли к выводу, что «Союз» нуждается в серьезной модернизации в соответствии с требованиями времени, – говорит заместитель генерального конструктора предприятия, член-корреспондент Академии космонавтики Валерий Капитонов. – К сожалению, по вполне понятным причинам, а главное, из-за отсутствия финансирования, эта работа растянулась на столь длительное время, как минимум, в два раза большее, чем требовалось на такую работу прежде. И вот сейчас мы, наконец-то, вышли на финишную прямую. Сборка первого «Союза-2» завершается. Полигонные испытатели проходят соответствующую подготовку, и уже в октябре с космодрома Плесецк мы планируем провести его первый старт.

Модернизация РН «Союз» потребовалась прежде всего для того, чтобы увеличить ее, как говорят космоконструкторы, энергетические возможности, то есть грузоподъемность. На первом этапе «Союз-2», на всех трех ступенях которого будут стоять двигатели самарского завода «Моторостроитель», сможет поднимать на орбиту примерно на 700 килограммов полезного груза больше, чем его предшественник. А на втором, когда на третьей ступени разместят новый двигатель воронежского производства, она вырастет еще примерно на полтонны.

Но, по словам Валерия Капитонова, увеличенные энергетические мощности – это лишь одна из улучшенных характеристик. Очень важно и то, что на РН теперь будет стоять совершенно иная, самая современная цифровая система управления. Если для первого «Союза» эта часть ракетной начинки делалась на Украине, то сейчас она, как и все остальное, чисто российская, екатеринбургского происхождения. Именно новая система управления позволит на порядок увеличить точность работы, что очень важно для вывода самых разнообразных спутников в строго заданное место геостационарной орбиты. А от этого зависит вся дальнейшая судьба аппарата на орбите.

Кроме того, такая система управления позволяет ставить на новую ракету головной обтекатель гораздо больших размеров, чем сейчас. Его длина увеличивается с 7,7 до 11,4 метра, а диаметр – с 3,7 до 4,1 метра. Это означает, что объем полезного груза, который в нем размещается, можно значительно увеличить.

Модернизированная РН потребует и значительно меньшего числа людей, готовящих ее старт. Если сейчас для проведения предстартовой подготовки требуется около семидесяти человек и ни один из них без дела не сидит, то «Союз-2» смогут обслуживать всего пятнадцать, максимум – двадцать человек. А его систему управления – вместо сорока лишь двое.

Партнеры самарцев Лавочкина разработали для их ракет разгонный блок «Фрегат», благодаря которому можно выводить аппараты не только на самые разные орбиты, но и на дальние трассы – к планетам Солнечной системы.

В результате равных «Союзу-2» не будет, по крайней мере, в ближайшие пятнадцать, а то и более лет. Не случайно поэтому новой РН заинтересовались и иностранцы. И хотя первая ракета находится еще в заводском цехе, контракты на ее практическое использование уже подписаны. Третьим стартом в декабре 2005 года новая ракета выведет на орбиту метеорологический спутник Европейского космического агентства.

… В сборочном цехе «ЦСКБ-Прогресс» царит странная для производственных корпусов тишина. Но так здесь было всегда. Служенье космосу не терпит шума и суеты.

Электромонтажница Раиса Яковлева, которая уже не один десяток лет работает на сборке ракет-носителей, тем не менее то и дело постоянно сверяется с чертежами и схемами.

– Это на прежнем изделии мы работали уже практически как автоматы, – поясняет Раиса. – А здесь все новое, незнакомое, так что даже не семь, а семьдесят раз надо посмотреть, прежде чем один раз припаять.

А потом ее работу, как, впрочем, и любую, тщательно проверяют минимум два контролера. Одна из них, Наталья Жиганова, говорит, что только женский глаз и женская же интуиция способны выявить малейшие погрешности, которые в этой работе просто недопустимы. И с гордостью добавляет, что по вине сборщиков еще не было ни одной неприятности в истории запусков.

События последних лет, резкое сокращение заказов, за которые завод годами не получал заработанное, сильно проредили трудовой коллектив. Поэтому сейчас, готовя новую ракету, людям приходится порой работать в три смены, чтобы управиться в срок. Но положение с финансированием заметно улучшается, и в заводском техникуме космического машиностроения снова конкурс. У его дверей постоянно толпятся модно одетые пацаны и девчонки. Значит, есть будущее у российской космонавтики.

В этом году у коллектива сразу три, пусть и не совсем круглых юбилея. 45 лет только что исполнилось Центральному специализированному конструкторскому бюро, заводу «Прогресс» скоро стукнет 110 лет. А патриарх отечественной космонавтики почетный генеральный конструктор ракетно – космического центра «ЦСКБ – Прогресс» Дмитрий Козлов, дававший рекомендацию в партию самому Сергею Королеву, готовится отметить свое 85-летие. И предстоящий старт нового «Союза» станет достойным подарком сразу всем этим юбилярам.

Кстати, именно это предприятие сейчас является единственным гарантом существования мировой пилотируемой космонавтики. После прекращения американцами полетов на «Шаттлах» только самарские ракеты-носители способны доставить экипажи на международную космическую станцию.

Аркадий Соларев, Самара

3 сентября 2004 г.

Российская газета

*