* Действия властей

    * Мировая реакция

    * Чечня и Россия

«Попрятались»

У школы в Беслане

Кризис — «горе в бесконечной степени»

Критикой в адрес депутатов Думы по поводу захвата в заложники в одной из школ Северной Осетии сотен учеников, их родителей и учителей разражается «Независимая газета»: «Попрятались», — так высказывается она в одном из своих заголовков о поведении парламентариев. Газета замечает: «В дни терактов в Госдуме стоит громкая тишина». Депутаты находятся либо за пределами Охотного Ряда, либо вообще за пределами России. На чрезвычайное заседание собираться не стали.

«Что делают для спасения захваченных террористами детей руководители исполнительной ветви власти — силовые министры, другие члены правительства, кремлевское начальство, — россиянам также неизвестно. Захват школы в Беслане демонстрирует, как резко изменился политический ландшафт в России за 2 года, что прошли со времени захвата Театрального центра на Дубровке», — пишут авторы статьи.

Тогда как руководство страны, так и депутаты принимали непосредственное участие в переговорах. С руководителями думских фракций встречался в Кремле президент. «Теперь политики-либералы оказались вне думских стен, а получившие их кабинеты члены «Единой России», похоже, не знают, как себя вести в подобных нештатных ситуациях, когда никаких внятных указаний «сверху» не поступает».

«Новые Известия» публикуют текст обращения совета чеченских общественно-политических и культурных организаций Российской Федерации. «Нам, членам Координационного совета, особенно горько и неприятно, что террористы часто прикрываются именем чеченцев, оправдывают свои действия трагедией, произошедшей в Чечне с чеченским народом. Мы решительно заявляем, что у современного терроризма — не чеченское лицо, у бандита, убийцы мирных граждан и детей, нет и не может быть национальности!» — говорится в обращении.

«Ну почему они врут, почему? Их же не триста — их там тысяча», — описывают «Новые Известия» реакцию местных жителей на официальные заявления о количестве взятых в заложники. «Когда представитель правительства Северной Осетии сказал перед телекамерами о трехстах заложниках, чуть не начался народный бунт», — передает автор материала. «Чисто арифметический подсчет: Одиннадцать параллелей, в каждой из них по три класса. В классах минимум по 30 человек. Плюс родители. А ведь многих захватили целыми семьями», — цитирует газета маму одной из учениц-заложниц.

«Это страшное зрелище — горе в бесконечной степени. Каждый или всхлипывает, или трет глаза, или сжимает кулаки. Женщины почти не плачут, только иногда стонут», — пишут «Новые Известия». «Ситуация безвыходная», — заключает газета. И замечает: «Штурма боятся все».

Мрачен заголовок статьи в «Ведомостях»: «Четвертая мировая». «Террористы не дают покоя нашим гражданам уже много лет. Однако нынешняя вспышка террористической активности провела историческую черту. Россия столкнулась с такой же тщательно спланированной, склонной к извращенным эффектам, организованной международными религиозными экстремистами акцией, как и Соединенные Штаты 11 сентября 2001 г.», — газета пишет.

«Четвертая мировая» — а именно так характеризует войну мировому терроризму статья в The Wall Street Journal, в которой «Россия стала еще одним фронтом», — следует за «третьей мировой» — холодной войной. «В одиночку Россия не способна выиграть глобальную войну с терроризмом, в которой враг рассеян по всему миру», — думают «Ведомости». И выражают следующее мнение: «Восстановление прежнего единства антитеррористической коалиции — очень трудный процесс, но только так можно победить в новой войне».

С критикой на властей набрасывается «Московский комсомолец»: «Происходящее — результат непрерывного вранья. Взрыв на остановке — хулиганство, гибель самолетов — технические причины». «Едешь в метро и поневоле думаешь: а вдруг сейчас… По лицам людей в вагонах иногда заметно, что и они думают о том же, — пишет «МК». — Эти мысли не приходят в голову министру обороны Иванову, министру внутренних дел Нургалиеву (как и его предшественнику Грызлову), шефу ФСБ Патрушеву — они сами, их жены и дети не ездят на метро».

«Уже видеть невозможно эти серьезные, самодовольные лица: «президент с силовиками обсуждает сложившуюся ситуацию». А кто ее сложил? Она что, сама сложилась? Министр обороны говорит: «Нам объявлена война!» Он что, забыл, кто начал ее в 1994-м? Прежде мы платили за содержание силовиков деньгами (налогами). Теперь все чаще платим жизнью»: «Мы платим жизнью, а у них даже рейтинг не колышется».

«Мы заложники бездарной, глупой политики. Надувание щечек, катание желвачков, сжимание кулачков, хмурые бровки… Чем нас утешают? Только и слышишь: «Уже возбуждено уголовное дело!» — интонация гордая; это возбуждение преподносят нам как победу. «Взято на контроль!» — интонация торжествующая; но покажите этот контроль. «Президент прервал отпуск!» — это подается как подвиг, но лица пассажиров метро не светлеют от этих радостных вестей», — заключает «Московский комсомолец».

«Карт-бланш Владимиру Путину»

На международный аспект проблемы обращает внимание «Коммерсантъ». «Совбез ООН дает карт-бланш Владимиру Путину», — пишет газета по поводу проведенного СБ ООН в ночь на четверг в Нью-Йорке по инициативе Москвы экстренного заседания. «Впервые в истории попросив поддержки у Совбеза, Москва пошла на беспрецедентный шаг, чтобы получить недостававшую ей моральную поддержку российской антитеррористической операции и вписать ее в контекст глобального похода против терроризма», — пишет «Коммерсантъ».

Статья замечает, что «в последние годы Москва болезненно реагировала на попытки критиковать ее за действия в рамках антитеррористической операции в Чечне, считая это проявлением двойных стандартов со стороны тех или иных государств». Заявление СБ ООН «Москва не может не расценивать как свою моральную победу, свидетельство хотя и запоздалого, но достигнутого с невероятным трудом признания своей правоты в давнем принципиальном споре о хороших и плохих террористах», — думает «Коммерсантъ». Более того, «оно становится тем документом, который фактически благословляет Москву на любые действия, которые она сочтет необходимыми в данной ситуации».

Чечня: процесс «замурован»

На размышления о Чечне и о России наводят события в Северной Осетии Ирину Хакамаду. В статье в «Независимой газете» она пишет: «Теперь все-таки начинается переговорный процесс. Но вот что коробит (кстати, это будет раздражать и противоположную сторону, увеличивая, соответственно, агрессию по отношению к детям): все официальные лица начинают говорить о международном терроризме. То есть опять идет пропаганда вместо серьезного анализа ситуации. Вместо признания того, что корни события — в неурегулированности чеченского вопроса».

«Главарей бандитов, как в Израиле, уничтожить не можем — они все гуляют на свободе уже 10 лет. С другой стороны, политический процесс в Чечне замурован», — пишет Хакамада. Между тем, «средства массовой информации, наученные прошлым опытом, теперь лишнего не скажут. Тишина, покой. Все отдано власти — что хотите, то и делайте. Оппозиция почти не слышна». В итоге «любой исход событий с помощью пропагандистской машины будет представлен великой победой — что бы ни происходило на самом деле. Однако реально доверие к власти уничтожается».

«Что заставит народ проснуться — и потребовать отставки властей?», — задает вопрос Хакамада. «Свертывают средства информации, свертывают оппозицию. Кстати, за три года ее свернули полностью — и что изменилось? Число терактов увеличилось». «Самое же главное — взамен этих прав, даже тех, пожертвовать которыми люди добровольно согласятся, безопасности они не получат. Потому что власть прогнила, она коррумпирована и беспредельна», — выносит приговор ее статья в «Независимой газете».

Свой рецепт решения проблем Кавказа предлагают «Ведомости». По мнению газеты, «крах социализма обнажил цивилизационный разлом между регионом и остальной Россией». «Полуавторитарные режимы в национальных автономиях оказались ненадежной опорой. Федеральные деньги, на которые покупается лояльность элит, не работают на будущее. Народы, застрявшие между родовым строем, социализмом и современным обществом, остались без ориентиров. Традиционная мораль утрачена, самая уважаемая профессия — бандит».

«Кавказским углом пора заняться по-настоящему, — считают «Ведомости». — Не просто давать высшее образование выходцам из нацреспублик, а готовить своих кавказоведов. Не только «давать деньги», а добиваться, чтобы они тратились эффективно и справедливо. Создавать предприятия и рабочие места, забыв на время догму о неэффективности госинвестиций. Лет через 10 такая политика начнет приносить плоды».

Наконец, «Московский комсомолец» размышляет следующим образом: «СССР ушел из Афганистана, США ушли из Вьетнама». «Мы в Чечне воюем с 1994-го. Пора», — думает газета.

Обзор подготовил Валерий Акименко,

Служба мониторинга Би-би-си

03 сентября 2004 г., 01:41 GMT 05:41 MCK

Би-би-си

*