В обзоре британских газет:

    * «Таймс» о политике Путина в Чечне

    * «Индепендент» о помощи России

    * «Гардиан» о почве для экстремистов

    * «Файнэншл таймс» о силе Путина

    * «Дейли телеграф» о чувствах заложников

«Террорист похож на дзюдоиста»

На первой полосе всех крупнейших британских газет одна и та же фотография — спецназовец несет на руках младенца, одного из освобожденных заложников.

«Спасите нас от этих бандитов, молят родственники заложников» — с этих слов начинается номер «Таймс».

Джереми Пейдж в своей статье из Беслана пишет, что несмотря на то, что на Западе Владимира Путина прозвали тефлоновым президентом за его умение выходит сухим из воды, новое кровопролитие, подобное штурму Дубровки, окажется для российского лидера политической катастрофой.

Правда, на странице комментариев известный обозреватель Саймон Дженкинс пишет, что президент Путин знает: кровопролитие в Беслане не нанесет ему ущерба.

По словам автора, Путин построил свою власть на безжалостной политике в Чечне, точно также как в свое время Сталин — на репрессиях против кулаков.

Автор называет путинскую политику в Чечне неуклюжей и добавляет, что Москва своими действиями сама поставляет своему врагу фанатичных рекрутов, подобно тому, как это делают американцы в Ираке.

Чем сильнее подавляют террористов, тем они становятся сильнее, — пишет Дженкинс. По его словам, террорист похож на дзюдоиста, которому для победы нужно только умело воспользоваться весом своего противника.

Все от оружейников до экспертов и аналитиков заинтересованы в том, чтобы рекламировать степень угрозы и статуса террористов, — продолжает Дженкинс, называя нелепыми предположения, что эти преступники могут подорвать западный образ жизни.

Как еще могут переизбираться президенты и премьер-министры, если терроризм не будет международным и столь разрушительным?

У Москвы должен быть всемирный враг, а то как иначе Путин объяснит хаос в Чечне? — задает вопросы в своей статье автор «Таймс». И отвечает — это не сила, а слабость.

На Ближнем Востоке и в Ираке США и их союзники, убивая семьи террористов и подвергая бомбардировкам их дома, дают тем статус мученичества, которого они так жаждут.

Дело, конечно, не том, чтобы выполнять требования террористов, касаются они мусульманских платков во французских школах или чеченских заключенных в России, добавляет Дженкинс.

И дает свой совет — не солдаты, только смелое и искусное управление государственными делами может привести к тому, что Москву полюбят в Чечне, а США — в арабском мире.

Террористов нельзя представлять эдакими крестоносцами, воюющими с мировым господством, они всего лишь наемное оружие и не более того.

Однако если разговоры о войне эффектны и популярны, то настоящая борьба с терроризмом — занятие весьма скучное, резюмирует автор «Таймс».

Не призывы, а помощь

Комментарий в «Индепендент» предлагает британцам почувствовать себя на месте россиян.

Представьте, пишет Мэри Деджевски, что подобное случилось в Британии — в столице взорвалась машина, убив десять человек и ранив тридцать, еще 89 человек погибли из взрывов двух самолетов и наконец сотни людей захвачены в заложники в школе.

И что за советы дают Путину его иностранные партнеры, исполненные самых благих намерений? Не реагируй слишком сильно, Владимир. Вступи в переговоры!

Вы можете представить, предлагает журналист, как на подобные советы отреагировало бы британское правительство в разгар взрывов, устроенных ИРА?

С захватом школы гнев россиян достиг точки кипения. Теперь пишет «Индепендент», самый большой риск для президента — проявить мягкость.

Другое дело, что обеспечение безопасности в России оставляет желать лучшего. Здесь «Индепендент» отмечает, что россияне не проявляют такой бдительности, как британцы.

Что у российских властей, в отличие французских или британских, похоже, нет никаких планов действий на случай подобных событий.

Когда захватили школу, то в течение нескольких часов не могли выставить эффективные кордоны безопасности. Родственники заложников прорывались к школе с ружьями в руках.

Во время штурма театра на Дубровке многие люди умерли только потому, что им вовремя не дали антидот против отравляющего газа и не хватало обученных людей, чтобы оказать пострадавшим помощь.

Если иностранцы хотят помочь России, то они должны поделиться своим опытом защиты мирных граждан. И это будет куда полезнее, чем призывы к переговорам, — заключает «Индепендент».

«Мир предает невинных»

«Гардиан» пишет, что дилемму, которая стоит перед Кремлем, выразил один из родственников заложников. Он сказал, что с одной стороны Россия не может уйти из Чечни, но она должна найти мирный путь разрешения кризиса, иначе во время штурма погибнут все.

В редакционном комментарии газета добавляет, что каждый россиянин, который побывал в заложниках, знает, что он может погибнуть как от рук своих захватчиков, так и в результате действий спецслужб по его освобождению.

Путин заявляет, что его приоритет — это спасение жизней заложников, и власти утверждают, что не собираются штурмовать школу.

Но, как напоминает «Гардиан», те же самые обещания звучали перед самым штурмом театра на Дубровке, когда погибли 129 заложников.

В другом комментарии «Гардиан» пишет, что когда жертвами становятся дети, это показывает, что взрослый мир предает невинных, что он неспособен их защитить и позаботиться о них.

Подобно «Таймс», «Гардиан» сравнивает политику России в Чечне и действия американцев в Ираке, заявляя, что и то и другое создает благодатную почву для религиозных экстремистов, которых пытаются ликвидировать.

Это российские генералы и их союзники сделали международной войну, которая никогда не должна была начаться и которую давным-давно можно было решить мирным путем.

Кажущаяся сила Путина

«Файнэншл таймс» призывает Путина полагаться не только на силу, но и на диалог.

Осуждая захват заложников и нападения на мирных граждан, в особенности детей, газета тем не менее также обращается к теме ответственности российского президента.

По мнению газеты, именно он несет ответственность за то, что чеченцы загнаны в угол, где у них остается только один способ борьбы — террор.

И единственный выход из этой ситуации — политический диалог. Международное сообщество, пишет «ФТ», должно занять умеренную позицию.

Москва, которая всегда считала Чечню своей внутренней проблемой, пошла на необычный для себя шаг и призвала Совет Безопасности ООН осудить террористов.

Кремль не просит помощи со стороны, но подобное обращение говорит о том, что он может быть открыт для разных предложений, отмечает газета.

Однако тут же добавляет что не следует питать слишком больших надежд. Путин так сильно рассчитывает на силу, что ему будет трудно пойти на компромисс с сепаратистами.

Хватит ли у него политической мудрости понять, что использование грубой силы только ставит его в еще более трудное положение?

Путин подавил оппозицию в стране при помощи кремлевской администрации и спецслужб. И теперь он кажется сильным. Но так ли оно на самом деле? — спрашивает «Файнэншл таймс».

И сама же отвечает, что сейчас налицо раскол в Кремле, и разногласия по поводу преследования ЮКОСа только это подтверждают.

По мнению газеты, только когда появится ответ на вопрос, способен ли Путин контролировать действия враждующих группировок, тогда станет ясно, насколько сильна его власть.

«Ты мало что можешь сделать»

«Дейли телеграф» публикует интервью с британцами, которые были в заложниках в театральном центре на Дубровке почти два года назад.

Сидика Лау говорит, что происходящее они принимают очень близко к сердцу.

Она описывает то, как вели себя люди в захваченном боевиками театре, и это дает представление о том, как могут себя чувствовать заложники в школе.

«Это очень странно, — говорит она. — Ты мало что можешь сделать. Ты просто знаешь что это могут быть твои последние часы. Русские вели себя потрясающе. Они не впадали в истерику и помогли нам также оставаться спокойными», — вспоминает британка, которая вместе со своим мужем и сыном оказалась в заложниках.

Обзор подготовил Илья Архипов,

Русская служба Би-би-си

03 сентября 2004 г., 03:40 GMT 07:40 MCK

Би-би-си

*