Потом придут психологи. Фирменно развернется Шойгу. На фоне сирен скажет о компенсации для семей погибших бессонный мэр, врачи в гулких коридорах заверят о наличии лекарств, цена на ближайшие гвоздики станет, как 8 Марта: москвичи понесут их к пятнам на асфальте.

       Президент расскажет про «Аль-Каиду», и генералы зашевелят желваками. По губам можно читать: с террористами переговоров не будет. К концу дня новости повеселеют. Движение восстановлено… Состояние не вызывает опасения. Часть пострадавших отпущена домой… Уже! Действует! Многоканальный! Телефон!

И дальше:

       …Если бы террористов не напугали милиционеры, жертв было бы больше, но ведь удалось, удалось напугать.

       …Стекла вставлены. (Всего за час, хвалится Первый канал.) День города отменен не будет.

       …В автоавариях, напомнит депутат, гибнет больше, чем в терактах.

       …Далее — про аварии. Оставайтесь с нами.

       …Потом непременно выяснится, что у шахидки «зачистили» брата с отцом, или убили жениха, или Буданов заезжал как-то вечером в гости. Потом эксперты скажут: как известно, против биологического оружия — смертников — средств нет, но ответственных за турникеты и камеры наблюдения накажут и усилят помятым пригородным милиционером. Потом колоннами поведут таджиков на сдачу взяток для проверки регистрации.

       Точка. Только Вешнякову жаль вычеркивать «9, а по некоторым данным, 10» избирателей из списков. Хотя там дети тоже были. Но они не голосуют…. Интонация стихийного бедствия. Ну сель … Лавины. Как будто не федеральная власть отдала в Чечне власть бандитам, не она воспроизводит смертниц и проводит там выборы, которые и порождают взрывы. Потом власть летает над этим богатством в вертолете и удивляется в иллюминатор, что по телевидению здесь идет сев, а если без него, то происходит кошмар. (И нет ли круглых телевизоров?) Кошмар видит тот, кто летает над ним в вертолете, а сев видят все, кто смотрит телевизор. Но президент, избранный большинством, должен верить тому, что видят все.

       …И все продолжится. Был ли шанс? Конечно. Реальные выборы в Чечне. Политическая воля. Серьезные кандидаты. Договор с теми, кто в горах, — признать любые результаты честных выборов и сложить оружие. Тогда бы спокойно шел урок мира в школах Северной Осетии.

       Опять — мимо. …Потом они увеличат себе охрану, скорость кортежей и дадут указания ритуальщикам не хоронить жертв терактов рядом, чтоб массовости не было. Она нужна на выборах, а не по их результатам.

       …Соберется правительство, имеющее 90 млрд долларов резервных денег, и долго будет обсуждать сумму — 50 тысяч рублей заплатить или 100 000?

       «А если каждому потом по 100 000 платить? — недовольно подумает Минфин о будущих нерасторопных жертвах. — Мы же о целостности страны тут печемся, а не каждого в отдельности. На каждого в отдельности — не напасешься».

       Они ведь уверены, что борются с терроризмом. Их кто-то обманул. Они его производят. И точно удвоят, если не остановить.

      

       «Новая газета» № 64

       02.09.2004

"Новая газета"

*