Опубликованный во вторник закон о редакции ряда законодательных актов поставил точку в споре о монетизации льгот. Митинги и акции протеста не помогли: с 1 января 2005 года часть льгот переводится в денежные выплаты. Правда, правительство пошло на компромисс: наиболее важные льготы оставлены в натуральном выражении в т.н. «соцпакете». Отложили и вопрос монетизации льгот Героев Советского Союза и России, Героев Соцтруда и полных кавалеров ордена Славы, его рассмотрят осенью.

Принятый и подписанный президентом закон имеет довольно длинное название: «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно этот закон, оформляющий раздел федеральных, региональных и местных полномочий, стал основой для реформы системы льгот в России.

В законе, прежде всего, разделяются уровни ответственности за социальные выплаты и зарплату бюджетников. Учителя, врачи, социальные работники, работающие в системах местного и регионального подчинения, теперь будут получать зарплату, устанавливаемую регионами и муниципалитетами. Зарплата, рассчитанная по единой тарифной сетке, будет действовать только для работников учреждений федерального подчинения — например, территориальных управлений министерств. Правда, предусмотрено, что новая зарплата не может быть ниже прежней. Но федеральные бюджетники получат в 2005 году 20%-ную индексацию зарплаты и увеличение минимальной оплаты труда до 720 рублей. Смогут ли угнаться за ними регионы — вопрос. В наиболее успешных регионах местные чиновники и сегодня получают больше «федералов», однако когда речь идет о многотысячной армии медиков и учителей, сил у местных властей может и не хватить.

Граждане, пользующиеся льготами, тоже поделены между центром и субъектами федерации: регионы будут решать, как компенсировать льготы ветеранам тыла и труда, репрессированным. Пока большинство регионов заявляют, что справятся. Сами ветераны верят в это слабо, а репрессированные обижаются: гнобили-то их не от имени деревни N, а от имени всего государства.

Оставшиеся за федерацией льготники получат в 2005 году соцпакет на 450 рублей. В него войдут бесплатные медикаменты, санаторно-курортное лечение, с бесплатным проездом до места лечения и обратно, проезд в пригородных поездах. В правительстве объясняют дешевизну пакета тем, что сумели договориться с поставщиками данных товаров и услуг. Например, железнодорожники рады получить хоть какие-то деньги вместо сегодняшнего бесплатного проезда льготников, который с трудом поддается подсчету и соответствующей компенсации. С поставщиками лекарств тоже вроде бы достигнута договоренность.

Насколько система «соцпакетов» окажется действенной, покажет 2005 год. Недовольные (или здоровые домоседы) могут подать до 1 октября 2006 года заявление в собес об отказе от «соцпакета» в 2006 году. Тогда размер компенсации будет увеличен на его стоимость — 450 рублей. Впрочем, правительство обещает по итогам 2004 года еще раз рассчитать его размер и, возможно, индексировать.

Остальные льготы переводятся в денежные выплаты. Для городских пенсионеров это существенное увеличение расходов: теперь придется платить за проезд в общественном транспорте, полную стоимость установки телефона и абонентскую плату и т.д. А вот сельские льготники довольны: они и раньше не много ездили по курортам, лечиться некогда и часто негде, а деньги в хозяйстве пригодятся.

Оппоненты монетизации льгот редко протестовали против самого реформирования системы. До начала реформы было даже неизвестно, сколько у нас в стране льготников и что они получают. Подсчитать число пользующихся услугами часто вообще технически сложно (например, при праве на бесплатный проезд). Понятно, что система, в которой неизвестное количество получателей умножается на непонятную цену, априори не может быть ни эффективной, ни прозрачной. Сомнения изначально вызвали действия самого правительства: по расчетам Министерства здравоохранения и соцразвития, первоначальный размер компенсации чуть превышал 400 рублей. Чиновники ссылались на регионы, которые прислали им именно такие расчеты затрат на льготы, а общественность заподозрила власти в желании снять с себя заботу о социально незащищенных слоях населения.

* Могут быть уточнены в результате выверки пересекающихся категорий.

Источник: правительство РФ

Татьяна РЫБАКОВА

01.09.2004

Фин.Известия

*