«Бронежилет» для Филиппка. Как защитить первоклашку от стресса
Сегодня в школы России отправятся 1 миллион 300 тысяч 162 первоклассника. По сравнению с прошлым годом, общее количество первоклассников сократилось на 87 тысяч человек.
1 сентября — радостный и вместе с тем трудный праздник. Впереди у младших школьников — длительный учебный процесс. А у родителей немало забот и серьезных вопросов. Как грамотно настроить ребенка на рабочий лад, научить преодолевать страхи и трудности и при этом сохранить здоровье сына или дочери? «Первая помощь» папам и мамам — в беседе нашего корреспондента с академиком, доктором биологических наук, директором Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяной БЕЗРУКИХ.
— Марьяна Михайловна, какие самые важные слова должен сегодня услышать первоклассник?
— Ребенка надо настроить на учебу правильно — как на труд, а не на развлечение. Родители часто повторяют: «О, это так здорово — ты идешь в школу! В ней всегда будет интересно. Учитель расскажет столько нового! У тебя появится много друзей в классе!..» Но ребенку-то непросто, учительница строгая, да и высидеть на уроке 40 минут ох как трудно! — положительные эмоции, которые закладывали близкие в первоклассника, рассыплются, как замок из песка. И ребенок быстро понимает: школа — это совсем не весело, может быть, не так увлекательно. И очень сложно. Поэтому надо сказать: «В школе будет интересно, но если ты будешь трудиться».
— Как родителям правильно выстроить общение с младшим школьником?
— Не раздражайтесь, если ребенок перед началом выполнения уроков начинает перекладывать тетрадки с места на место, точить карандаши и впустую, по вашему мнению, тратит время. Ни в коем случае не кричите: «Быстрее!», наоборот, порадуйтесь, что ваш ребенок способен работать по определенному плану. По статистике, 70 процентов детей, которые приходят в 1-й класс, не имеют сформированной организации деятельности. При общении нельзя употреблять слова с приставкой «не» — неумелый, неловкий, неуклюжий. Не произносите фразы с негативной окраской, оценивая его старания — «ты делаешь неправильно, нехорошо». Посмотрите, все дошкольники мечтают пойти в школу. Появятся ли у них в дальнейшем проблемы с учебой или нет, во многом зависит от поведения родителей. Почаще хвалите ребенка. К примеру, он снова пишет кривые буквы. Не говорите раздраженно «Ну-у, это еще хуже, чем было», а дайте надежду на успех: «Уже гораздо лучше, чем вчера, но надо еще немного постараться». Самый же худший вариант, когда родители ругают школьника: «Что такое! У всех получается, а у тебя нет!». Запомните, порог чувствительности у детей разный. Один может испытать неудачу, но захочет ее преодолеть. Другой раз огорчится, два, три и перестанет браться за дело: «У меня все равно не получится». Это тревожная ситуация, которую психологи называют «обычная беспомощность» (она присуща и взрослым). Развивается неуверенность в себе не от зприроды (каждому человеку при рождении дается здоровая доля честолюбия), а от неудач и отсутствия грамотной помощи.
— Увы, в России для родителей не проводится квалификация воспитателя…
— И очень жаль. Компетентность материнства – это то, чему учат во всех развитых странах. 10 лет наш институт пытается пробить на телевидении программу, в которой наши специалисты просвещали бы родителей. К сожалению, пока не удается. Но могу посоветовать желающим обратиться к специальной новой серии, подготовленной нами, которая издается под общей рубрикой «Азбука здоровья и развития» — «Как правильно закаливать ребенка», «Как сохранить сердце ребенка здоровым?», «Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность», «Компьютер и здоровье ребенка» и другие — вышла уже 21 книжка, всего намечено выпустить 100.
— Что должно настораживать родителей, на что в первую очередь обращать внимание?
— Советую взвешивать ребенка каждый месяц. Если потеря веса составит 1,5 кг, значит школьные нагрузки для него чрезмерные. В этом возрасте ребенок не должен худеть. Малыш может пожаловаться на головную боль, боли в животе. Как правило, это неврозоподобные боли, возникающие вследствие школьных неудач, волнений, страхов. На самом деле эти недомогания имеют под собой психологическую причину. Недавний случай из моей практики –7-летняя девочка стала отказываться от завтрака, жаловаться на боли в животе. Строгость и таблетки не помогали. Тогда мама проследила, в какие дни это бывает. Выяснилось — боли приходятся, когда в расписании стоял урок английского языка. Оказалось, учительница при всех говорила девочке, что у нее плохая память, она недостаточно времени уделяет предмету. И девочка боялась идти к ней на урок. Мама сходила в школу, выслушала претензии учителя английского и помогла дочери преодолеть трудности. Как только ребенок почувствовал положительный результат в изучении языка, боли сами собой исчезли.
— Как быть, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками?
— 6 -7 лет это возраст, когда дети недобры, их еще надо приучать к сочувствию. Есть ссоры и недоразумения между школьниками, которые безболезненно гасятся внутри детского коллектива. Бывают сложные случаи, тут должны вмешаться взрослые. Бывает, ребенку приходится менять школу — каждый конфликт требует конкретного решения.
— Как долго длится период адаптации к школе?
— Как минимум этот период длится два месяца, однако у некоторых детей он может затянуться на год.
— Несмотря на шумиху против «проходных баллов» для будущих учеников, в действительности, редко какая школа обходится без «вступительных» экзаменов. Родители гордятся «высоким результатом» тестирования ребенка перед 1 сентября, а потом с удивлением отмечают, что их семилетний интеллектуал испытывает трудности в обучении. Почему?
— Эти тесты – своего рода самодеятельность. Это не тесты, а методики, в которых нет нормативов Министерства образования. В 6—7 лет особенности развития каждого ребенка настолько широки, что говорить по поводу его будущих возможностей «это хорошо, а это плохо» не решится ни один квалифицированный специалист. А под интеллектом этого возраста понимается запас сведений и знаний ребенка, который зависит от того, кто и как работал с ребенком, «дрессировали» ли его перед школой – а часто детей именно дрессируют – что не гарантирует ребенку дальнейшее успешное обучение. И еще очень важно, чтобы ребенок был здоров. Только здоровый и физически развитый ребенок сможет выдержать, я не случайно подчеркиваю это слово – выдержать, всю тяжесть учебных нагрузок.
— Как же сохранить здоровье детей?
— Соблюдать режим дня. Ребенок следует распорядку, которого придерживаются в семье. Родителям надо проявить терпение, волю, усилие по отношению к ребенку. Зато дети, в привычку которых вошло соблюдение распорядка дня, гораздо легче справляются с учебой, успевают отдохнуть, не пребывают в состоянии спешки и тяжкого стресса «не успел». После уроков — полуторачасовой отдых. Оптимальное время для домашнего задания – с 15 до 17 часов (не забывайте о динамических перерывах – через каждые 15-20 минут). Обязательно ежедневная двухчасовая прогулка на свежем воздухе. Ложиться спать надо всегда в одно и то же время, не позднее 10 вечера (иначе организм все равно не восстановит силы). Спать малыши должны не менее 10 часов.
— Не менее важно правильное питание?
— Дети должны есть как минимум 4 раза в день. После уроков обед. Затем непременно полдник (булочка или любая другая выпечка, стакан молока). Не позже 7 часов надо покормить ребенка ужином — кусочек курицы, рыбы с гарниром. Утром, перед завтраком детям хорошо выпить полстакана сока. И очень важно – сам горячий завтрак. Сырники, блинчики. Но лучше каша. Ребенок ее не ест? Значит, надо сварить ему вкусную кашу. А запить ее чашечкой какао.
— Как подбодрить первоклассника?
— Будьте готовы к тому, что у ребенка меняется характер, манера общения со сверстниками. Не удивляйтесь, если авторитет первой учительницы у ребенка станет выше, чем авторитет родителей. Начало обучения в школе – изменение всех социальных условий жизни ребенка и требования чужих взрослых («основной» учитель, плюс учитель музыки, физкультуры, рисования). Есть дети, которым надо долго привыкать даже к темпу речи чужого взрослого. Вообще наиболее защищен тот ребенок, который знает, что родители на его стороне. В любой ситуации! У малыша может быть неправильный поступок, и он осознает «Да, я плохо поступил. Но мама все равно меня любит и сможет простить». Для родителей такое воспитание сложная грань, но если ребенок имеет такую установку, он не будет бояться чего-то или кого-то.
*