Инвалиды сядут за парты рядом со здоровыми детьми

   СЕГОДНЯ Алеша Лавренов вместе со всеми пойдет в школу в 5 «б» класс. Точнее, не пойдет, а поедет на своей инвалидной коляске.

   Вот уже второй год он будет учиться в обычной школе, хотя первые четыре года своей школьной жизни провел в специнтернате для таких же колясочников.

    — Первое время я очень боялась, что Алешка окажется в классе изгоем, — говорит его мама. — Напрасно. Одноклассники относятся к нему с повышенным вниманием, очень доброжелательно.

   В Самарской области из восьмисот школ более 260 перешли на так называемое интегрированное обучение: учат детишек, у которых есть недуги, вместе с другими детьми. Как во всем мире.

    — Все ребята имеют равное право на выбор школы, — говорит главный специалист областного министерства образования и науки Ульяна Косарева. — Но до последнего времени ребята с особыми нуждами не имели такого выбора. У них было только два варианта получения образования: или в специальном интернате, или на дому. В первом случае они выходили абсолютно неподготовленными к самостоятельной жизни — по сути иждивенцами. А при домашнем обучении, когда учебная нагрузка в три с лишним раза меньше обычной, у них не хватало широты знаний.

   Сейчас в области около 15 тысяч Детей с отклонениями — примерно четыре процента от всех. У подавляющего большинства медики ставят диагноз «задержка психического развития», который, по мнению многих педагогов, и не диагноз вовсе. Все поправимо: чем раньше психолог начнет работать с таким ребёнком, тем быстрее он догонит сверстников.

   Действует программа реабилитации больных детей раннего возраста. Одна из ее целей — подготовить ребенка к школе, исправить некоторые его физические недостатки и «болезни роста». В прошлом учебном году коррекционное обучение дошколят организовали во всех городах и районах области. В результате доля детей школьного возраста с задержкой психического развития стала значительно меньше. А численность воспитанников интернатов впервые с 1995 года снизилась почти на 650 человек.

   Конечно, трудностей хватает. Нет современных учебников для слепых или глухих детей. Школьные здания не оборудованы пандусами, что делает их недоступными для детей-колясочников. Тем не менее в областном министерстве образования уверены, что программа будет набирать обороты.

   По данным Минздравсоцразвития России, в стране сейчас более 620 тысяч детей-инвалидов до 18 лет. В этом учебном году менее 190 тысяч из них обучаются в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Количество детей с ограниченными возможностями растет с каждым годом. В некоторых регионах открываются школы надомного обучения, в которых дети могут получить консультацию или урок по Интернету в любое время. Количество учебных часов в таких школах приближено к количеству учебных часов в любой массовой школе.

Аркадий Соларев

«Российская газета», №189 (3566) от 01.09.2004

*