Олимпиада закончилась. Еще более драматичным, чем сами Игры, станет подведение итогов. Прежде всего — для спортивных чиновников, которым предстоит объяснять, почему на вполне посредственное выступление сборной было потрачено столько денег. Похоже, разговор перейдет на личности.

Функционеры Олимпийского комитета России и лично его президент Леонид Тягачев сорвали голос, рассказывая всем, что в Афины мы едем за победой. Еще два года назад ОКР сочинил «Концепцию подготовки к Играм XXVIII Олимпиады-2004 года в Афинах (Греция)», в которой черным по белому было написано, что сборная должна выиграть 36-39 медалей и занять первое общекомандное место.

Накануне Игр глава ОКР несколько умерил амбиции и заговорил о 30 золотых наградах и месте в первой тройке. А непосредственно в Афинах высказывания президента ОКР уже не оставляли сомнений, что дела нашей сборной плохи. В частности, он призвал всех болельщиков сходить в церковь и поставить свечку за победу в Афинах. Впрочем, к тому времени создалось впечатление, что свечку в пору ставить по самому Тягачеву. Не прошло и суток, как антидопинговые службы сняли с соревнований штангистку Хомич, а затем лишили нас золотой медали в толкании ядра, уличив Ирину Коржаненко в применении станозолола. И это при том, что накануне ОКР потратил несколько миллионов евро на покупку суперсовременного оборудования, призванного обнаруживать запрещенные препараты, а Тягачев и глава российской антидопинговой службы Николай Дурманов клятвенно заверили болельщиков, что в Афинах у россиян проблем с Всемирной антидопинговой ассоциацией не будет.

Глава Федерального агентства по спорту Вячеслав Фетисов поспешил дистанцироваться от невезучего Тягачева. В прошлый вторник он заявил, что его ведомство не имеет никакого отношения к прогнозу ОКР по медалям и вообще не знает, откуда этот прогноз взялся. В переводе с аппаратного на русский это означает, что Фетисов, чьи заклято-дружеские чувства к Тягачеву хорошо известны, решил свалить на главу ОКР всю вину за неудачи сборной. Спортивные чиновники в кулуарах заговорили о грядущей отставке главы ОКР.

Олимпийские гадания

«План по медалям был просто абсурден, — не скрывает раздражения член МОК и по совместительству президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. — За месяц до начала Игр они (президиум ОКР. — «Профиль») собрались и сложили в общую кучу те медали, которые были завоеваны на чемпионатах мира в предолимпийский год. Получилось примерно 40 золотых. Но Олимпиада — это не чемпионат мира. Весь цикл предолимпийской подготовки рассчитан на то, чтобы подойти к Играм на пике формы, поэтому большинство наших соперников старались не выкладываться на предолимпийских турнирах».

Если верить чиновникам Федерального агентства по физкультуре и спорту, с которыми довелось побеседовать корреспонденту «Профиля», ряд прогнозов по медалям вообще был высосан из пальца. Например, по словам наших собеседников, еще весной ОКР запланировал золото для женской сборной по гандболу. Когда же стало понятно, что наши гандболистки не попадают на Игры, Леонид Тягачев, недолго думая, перебросил эту золотую медаль в план к боксерам. Дескать, те выиграли почти все на чемпионате Европы, почему бы им не повторить свой замечательный успех и в Афинах? «Но ведь чемпионат Европы нельзя даже сравнивать с Олимпийскими играми! — возмущается чиновник из ведомства Фетисова. — Там не было ни кубинцев, ни американцев, ни мексиканцев. Они там (в ОКР. — «Профиль») совсем оторвались от жизни».

В итоге функционеры ОКР загнали себя в угол и оказались в положении человека, который поставил на скачках на темную лошадку. Да к тому же до последнего упорствовали в заблуждении. Так, даже на исходе первой недели Игр, когда таблица командного зачета вгоняла российских болельщиков в депрессию, руководитель штаба российской сборной Анатолий Колесов заявил «Профилю»: «Эта Олимпиада научила нас чему угодно, но только не осторожности и малодушию в прогнозах. Мы по-прежнему будем ставить перед собой самые амбициозные задачи».

Инвестиции в фантазию

Политическая подоплека отчаянной храбрости чиновников ОКР вполне понятна. Афины-2004 — первая и, будем надеяться, последняя «путинская» летняя Олимпиада (неудачи в 2000 году в Сиднее можно было списать на «наследство» Ельцина). Успешное выступление российской сборной в Афинах могло бы показать, что широко разрекламированная президентская кампания в поддержку спорта имела более ощутимые результаты, нежели припадки физкультурно-патриотического восторга у губернаторов и массовый приход высших государственных чиновников в руководство различных спортивных федераций.

Кроме того, нельзя упускать из виду и цену вопроса. «Больше медалей заявляют для того, чтобы получить больше денег», — откровенно признался один из высокопоставленных чиновников ведомства Вячеслава Фетисова.

Во многом благодаря озвученному президентом ОКР плану бюджетные расходы на подготовку олимпийской команды в этом году выросли в три раза по сравнению с прошлым годом и составили около 3,5 млрд. рублей. А всего за четыре года, прошедшие с Олимпиады в Сиднее, на олимпийские виды спорта было потрачено 5,3 млрд. рублей (для сравнения: предыдущий олимпийский цикл обошелся в 3 млрд.).

Если посмотреть, на что и как тратились эти деньги, становится понятным, что озвученный Леонидом Тягачевым прогноз был выгоден спортивным функционерам всех уровней. Большая часть средств, отпущенных из бюджета на подготовку олимпийской сборной, была потрачена по заявкам федераций на финансирование сборов и выступлений команд на различных предолимпийских турнирах. Тягачева не поняли бы, начни он накануне Олимпиады сеять пораженческие настроения и подвергать сомнению уже объявленный и, что гораздо более важно, уже оплаченный прогноз, который, по словам самого президента ОКР, был похож на мечту. Заинтересованность спортивных боссов объясняет и то забавное обстоятельство, что главы федераций до начала Игр предпочитали хранить молчание по поводу тягачевского прогноза, хотя и были осведомлены о нереалистичности обещаний ОКР.

Впрочем, у ОКР имелся и собственный интерес. Олимпийский комитет не только получил около 100 млн. рублей из бюджета (эти деньги пошли на организацию выезда и проживания российской делегации в Афинах), но еще и заключил под Олимпиаду целый ряд крупных спонсорских контрактов. В частности, около $3 млн. выделил «Газпром», а «ЛУКОЙЛ» в начале этого года продлил действующее с 2002 года соглашение о партнерстве и обязался отчислять ОКР процент с продаж топлива и масел за право на эксклюзивное использование олимпийской символики на своей продукции. Как сообщили «Профилю» в этой нефтяной компании, только за последний год на счета Олимпийского комитета было переведено около $1 млн. Еще $1,2 млн. ОКР получил от Сбербанка. Всего, по заявлениям Тягачева, спонсорская помощь потянула на $10 млн.

На что пошли эти деньги, знают только функционеры ОКР. Олимпийский комитет — общественная организация, и формально она не должна отчитываться перед государством за расходование спонсорских денег. «Фетисов несколько раз на расширенных совещаниях просил Тягачева раскрыть страшную тайну и рассказать, сколько денег было получено ОКР и на что именно они пошли, — рассказывает один из собеседников «Профиля» в Федеральном агентстве по физкультуре и спорту. — Ответом была загадочная улыбка президента ОКР. Вы ведь знаете, как он умеет улыбаться».

В таких условиях риск, на который пошли функционеры ОКР, не кажется чрезмерным. Деньги ведь получались и осваивались под одни лишь обещания. Ни у кого язык не повернется сказать, что в сборной России совсем некому выигрывать. В конце концов, Бог не выдаст, Чебурашка не съест.

Груз-2004

Еще за неделю до окончания Игр стало понятно, что в ведомствах, отвечающих за подготовку олимпийской сборной, грядет очень серьезный разбор полетов. Как рассказал «Профилю» один из членов высшего руководства Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», близкого к президенту, Путин недоволен выступлением российских олимпийцев в Афинах. «Нет, — поправился наш собеседник, — он не просто недоволен, он очень недоволен».

По всей видимости, если обещанного Тягачевым чуда так и не произойдет (на момент сдачи номера у российской сборной 15 золотых медалей), именно Олимпийский комитет будет объявлен крайним за бледное выступление сборной. Впрочем, одними отставками и оргвыводами дело, скорее всего, не ограничится. «ОКР в том виде, в котором он существует, просто не имеет права существовать, — уверен Шамиль Тарпищев. — Уставы ОКР и федераций сделаны так, что их глав практически невозможно снять. Получается, что никто ни за что не отвечает, никто ни перед кем не отчитывается. У них там везде свои люди».

Сценарии построения новой властной вертикали в спорте спортивные чиновники начали озвучивать в кулуарных беседах еще в начале весны. Суть возможных изменений проста: Тягачев уходит в отставку, а его место занимает Вячеслав Фетисов, который, таким образом, объединяет под своим руководством и Агентство по спорту, и ОКР. Сторонники этой идеи выдвигали вполне очевидные аргументы. Во-первых, если ОКР возглавит госчиновник, эта организация станет более управляемой и подконтрольной. Во-вторых, подобная практика существовала в советские времена, а при СССР мы выигрывали.

Плюс ко всему ведомство Фетисова давно собирается навести полный и окончательный порядок в спортивных федерациях, которые в нынешних условиях практически неподконтрольны государственным органам, отвечающим за спорт. Достаточно вспомнить многочисленные безуспешные попытки снять с должности главу Российского футбольного союза Вячеслава Колоскова.

Впрочем, глава ОКР не государственный чиновник, и снять его не так-то просто. Отчетно-выборная конференция ОКР состоится только в следующем году. Лето почти закончилось, зима не за горами, зимой начнется горно-лыжный сезон. Может, Путин еще и помилует своего тренера по горным лыжам.

Так что едва ли стоит ждать громкого скандала. Сколько бы медалей ни набрала российская олимпийская сборная и какие бы аппаратные бури ни пронеслись в спортивных верхах, простой болельщик (благодаря усилиям государственных телеканалов) будет твердо знать: Олимпиада-2004 в Афинах — очередная выдающаяся победа президента Путина и даже неправедное антироссийское судейство неспособно ее затмить. Возможно, конечно, в какой-то момент на телеэкране перестанет появляться Леонид Тягачев, но это так, далекий отголосок бури.

Никому не нужно портить Олимпиаду скандалом. Благостный медийный эффект, созданный государственным телевидением, поможет пропиариться еще не одному начальнику. Вот, к примеру, мэр Москвы Юрий Лужков намерен 1 сентября провести в одной из столичных школ урок на тему «Москва Олимпийская», посвященный планам проведения Олимпиады 2012 года в Москве. Предусматривается телетрансляция урока. Ведь по телевизору так приятно что-нибудь обещать.

Жизнь после спорта

Алексей Ягудин, фигурное катание, трехкратный олимпийский чемпион — тренер французского фигуриста Бриана Жубера, живет в городе Ньюингтон (США).

Максим Тарасов, прыжки с шестом, олимпийский чемпион 1992 года, работает в собственной тренировочной школе в Ярославле.

Александр Лебзяк, бокс, олимпийский чемпион 2000 года — начальник и главный тренер команды ЦСКА по боксу.

Раиса Сметанина, лыжные гонки, пятикратная олимпийская чемпионка — тренер Школы высшего спортивного мастерства, Республика Коми.

Любовь Егорова, лыжные гонки, шестикратная олимпийская чемпионка — президент Федерации лыжных гонок Санкт-Петербурга и преподаватель кафедры физвоспитания в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Ирина Привалова, легкая атлетика, олимпийская чемпионка 2000 года — член президиума Ассоциации спортсменов Европейской федерации легкой атлетики.

Вера Шиманская, художественная гимнастика, олимпийская чемпионка 2000 года — член правления общественной организации «Национальная лига гимнастики» и владелица клуба художественной гимнастики «Вера».

Вячеслав Фетисов, хоккей, двукратный олимпийский чемпион — председатель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму.

Александр Карелин, греко-римская борьба, трехкратный олимпийский чемпион — депутат Государственной думы, фракция «Единая Россия», член комитета по охране здоровья и спорту.

Лариса Лазутина, лыжные гонки, пятикратная олимпийская чемпионка — депутат Мособлдумы.

Сергей Бубка, прыжки с шестом, олимпийский чемпион 1988 года — бизнесмен, занимается импортом на Украину французских сухих дрожжей, владеет несколькими хлебопекарнями в Донецке.

Ольга Пылева, биатлон, олимпийская чемпионка 2002 года — диктор спортивных новостей в программе «Вести-Красноярск».

Наши надежды на золото

Оправдались:

Легкая атлетика — прыжки с шестом (женщины) — 1 золотая

медаль, толкание ядра — 1 золотая медаль (Ирина Коржаненко

лишена этой медали за употребление допинга), метание молота

(женщины) — 1 золотая медаль, метание диска (женщины) — 1

золотая медаль. Велогонки — 2 золотые медали. Синхронное

плавание, дуэт — 1 золотая медаль.

Оправдались частично:

Греко-римская и вольная борьба — ожидали 5 золотых медалей,

на момент сдачи номера выиграли 2. Фехтование — ожидали 3

золотые медали, выиграли 2. Тяжелая атлетика — ожидали 2-4

золотые медали, выиграли 1.

Не оправдались:

Теннис — ожидали 1-2 золотые медали, не выиграли ни одной.

Плавание — ожидали 1-2 золотые медали, выиграли 1 серебряную.

Тройной прыжок (женщины) — ожидали 1 золотую медаль, выиграли 1

бронзовую. Бег на 400 метров с барьерами (женщины) — ожидали 1

золотую медаль, не выиграли ни одной. Спортивная ходьба

(женщины) — ожидали 1 золотую медаль, выиграли 1 серебряную.

Прыжки на батуте — ожидали 2 золотые медали, выиграли 1

серебряную. Спортивная гимнастика — ожидали 3 золотые медали,

выиграли 1 серебряную и 2 бронзовые.

Не надеялись:

Стрельба — ожидали 2 золотые медали, получили 3. Современное

пятиборье — не ожидали медалей, выиграли 1 золотую медаль.

Академическая гребля — не ожидали медалей, выиграли 1 золотую

медаль.

ДМИТРИЙ МИНДИЧ

№31 (398) от 30.08.2004

Профиль

*