Руководство крупнейшего в России речного нефтеналивного флота «Волготанкер» заявило о своем уходе из Самары. Местные налоговики, однако, считают, что ни к каким потерям для областного бюджета это не приведет.

Решение об уходе «Волготанкера» из Самары окончательно и бесповоротно. Оно было принято после ряда консультаций в федеральных органах власти. Основные причины этого шага назвал председатель Совета директоров ОАО «Волготанкер» Александр Александрович: «Это решение далось нам непросто. Сегодня мы с некоторой грустью анонсируем, что «Волготанкер» покинет Самару в качестве места регистрации головного офиса. К сожалению, за 4 года нашего управления мы не нашли контакта с местными органами власти».

«Волготанкер» был одним из крупнейших налогоплательщиков в области. По словам представителей пароходства, ежегодно в бюджет региона компанией перечислялось около 400 млн. рублей налоговых платежей. В прошлом году «Волготанкер» заплатил в местный бюджет 405 млн. рублей налогов. И это при том, что год для компании был не самым удачным: доллар падал, а цены на топливо и металл росли. В этом году, по прогнозам пароходства, прибыль возрастет примерно в 7 раз. Крупнейшее в стране предприятие по транспортировке нефтепродуктов водным путем, имеющее филиалы во всех крупных волжских городах и Москве, начинает реализацию новой инвестиционной программы. Деньги пойдут на развитие водных путей, модернизацию нефтеналивного парка, повышение надежности танкеров, гидротехнических сооружений и др. Все вместе должно повысить эффективность работы пароходства и увеличить его прибыль. Компания собирается увеличить объем морских перевозок, особое внимание уделяется сейчас Каспийскому региону. Возможно, «Волготанкер» приобретет судостроительные и судоремонтные заводы в Астрахани. На сегодняшний день в пароходство входит 12 региональных предприятий: по строительству и ремонту судов, а также — транспортных, сервисных… В 17 регионах России, в портах Среднего Востока, Западной Европы и Северной Африки «Волготанкер» предоставляет свои услуги по транспортировке грузов. И вот теперь все налоги от запланированных доходов пойдут мимо самарской казны. Самаре, где останутся лишь отдельные подразделения «Волготанкера» — завод по ремонту судов и учебный центр, достанется всего лишь порядка 90 млн. рублей.

Особенно речники обижены на самарское управление по налогам и сборам, с которым у «Волготанкера» возникли проблемы. По закону пароходству должны были возвращать часть налога на добавленную стоимость по экспортным перевозкам нефти. Однако каждый раз это приходилось доказывать через суд. Всего было подано около 200 судебных исков. В конце концов, суд решил, что самарские налоговики должны «Волготанкеру» 300 млн. рублей, несмотря на то, что речники требовали возвратить им более внушительную сумму.

В «Волготанкере» не понимают, за что их так невзлюбила местная налоговая служба. Одним из наиболее сокрушительных ударов стало заведение на компанию уголовного дела о неуплате налогов в особо крупных размерах. Уход «Волготанкера» из Самары, скорее всего, связан именно с этим. В июне этого года областная прокуратура по поручению генеральной начала налоговую проверку «Волготанкера». В июле в офисе управляющей компании «Волготанкер АМС» прошли обыски, в результате которых были изъяты финансовые документы пароходства. Ну а в начале августа областная прокуратура возбудила в отношении «Волготанкера» уголовное дело, вменив ему в вину уход от уплаты налогов в размере 300 миллионов рублей.

В пароходстве считают, что расследование этого дела закончится ничем, однако иметь центральный офис в настолько «неудобном» регионе директорат «Волготанкера» больше не хочет. Где будет находиться новая штаб-квартира компании, пока не известно. Рассматриваются варианты Санкт-Петербурга, Астрахани и Ростова-на-Дону. Самара же центром российского пароходства больше не будет.

По поводу ухода из Самары «Волготанкера» руководитель УМНС по Самарской области Александр Бахмуров сделал ряд резких заявлений. Он считает, что таким образом компания хочет оказать влияние на следствие: «То, что область понесет от этого колоссальные потери, несколько преувеличено, потому что возврат НДС, который проводился им, покрывает практически всех их поступления. Никто ко мне из руководства «Волготанкера» не обращался, не был, не встречался. Какие проблемы? Я думаю, что когда горит стул, вот тогда и начинают искать виновных. Одни проверяли не так, другие не так смотрели, третьи не так сумели. У нас, в конце концов, на мой взгляд, государство становится правовым. Все решит суд». Главный налоговик области назвал заявления руководства «Волготанкера» о прессинге со стороны налоговой службы необоснованными.

По словам Александра Бахмурова, за 4 года областное управление ни разу не проверило «Волготанкер», ни разу не судилось. Компания в соответствии с законом проверялась районными инспекциями. По мнению руководителя УМНС по Самарской области, уход «Волготанкера» из Самары несильно скажется на губернском бюджете. Как говорит Александр Бахмуров, компания вовсе не платила налоги в размере сотен миллионов рублей: «Сумма в 300-400 миллионов – это из области фантазии. Как мы ни старались ее рассчитать, мы получили цифру в десятки раз меньше. Если бы «Волготанкер» хоть раз заплатил в областной бюджет 300 миллионов рублей, мы были бы счастливы. Я не могу сегодня огласить сумму, которую они реально заплатили. Это налоговая тайна. Повторяю: за это полугодие мы получили суммы в десятки раз меньшие. Я утверждаю, что ни о каких потерях для областного бюджета от смены «Волготанкером» юридического адреса и речи быть не может». Александр Бахмуров отмечает, что, несмотря на перерегистрацию головного офиса компании, в бюджет Самарской области поступят подоходный налог и налог на имущество: недвижимость «Волготанкера» и люди, работающие на пароходство, остаются в Самаре.

Сергей ИШКОВ

«Русский курьер»

№ 362 2004-09-01

"Русский курьер"

*