С 26 августа по 6 сентября в Монреале проходит Всемирный кинофестиваль – один из значительных международных киносмотров, пожалуй самый большой и влиятельный на Североамериканском континенте. В программе фестиваля – премьера нового документального фильма Славы Цукермана «Жена Сталина». В том, что он начинает свою жизнь в Монреале, есть особый смысл. Я бы даже сказал, здесь кроется некоторая тайна. Цель данной статьи – эту тайну вам раскрыть.

О «Жене Сталина» я писал, когда Слава только начинал работу над этим проектом. Теперь фильм окончен, пора его показывать. Где устраивать премьеру? Разумеется, на фестивале, и, разумеется, на самом значительном, какой будет проходить к моменту окончания работы над картиной. Документальных фильмов сегодня делаются тысячи, а на фестивали попадают единицы, максимум – десятки. Но история всех фильмов Цукермана – это история кинофестивалей мира.

В юности Слава снял свой первый любительский фильм «Верю весне», получил за него первый приз на Всесоюзном фестивале любительских фильмов и приз на фестивале в Канаде. Фильм был выпущен в СССР на широкий экран. Вообще-то он не был любительским – снята лента была на профессиональном 35-миллиметровом оборудовании и, по сути дела, являлась первым независимым игровым фильмом в истории советского кино. Но в понятиях чиновников всякое независимое от государства искусство было любительским. Чтобы представлять картину за границей как любительскую, советские чиновники перевели ее с 35-мм пленки на непрофессиональную 16-милиметровую.

А дальше так у Цукермана и пошло: что ни фильм – успехи на фестивалях. Фильм Израильского телевидения «Жили были русские в Иерусалиме» – Первый приз на Всемирном фестивале телефильмов в Голливуде. Первый фильм в Америке «Жидкое Небо» – награды на пяти международных фестивалях. Последний художественный фильм «Бедная Лиза» – две награды на фестивалях.

В чем же здесь тайна, которую я обещал раскрыть в начале статьи? В том, что Цукерман знает секрет проникновения на фестивали? Такая идея его самого смешит. «Что здесь за тайна? – говорит Слава. – Делаешь фильм хорошо, его хотят показывать на фестивалях. Ничего нет проще».

Тайну Цукерман находит в другом. Мы с ним друзья, и Слава однажды признался мне, что не все фестивали для него равны, что есть у него свои пристрастия и даже суеверия. Дело в том, что карьера Цукермана началась с того, что его картина «Верю весне» получила приз в Канаде. В полном соответствии с царившими в те времена в СССР обычаями сам режиссер на фестиваль за границу со своим фильмом не ездил, ездили чиновники. А Слава узнал о том, что в Канаде был какой-то фестиваль и его фильм там получил приз, из статьи в газете.

Но благодарность к Канаде осталась. Позже Слава потратил много времени, чтобы установить, на каком же таком фестивале в Канаде получила приз его первая картина. И пришел к выводу – на фестивале любительских фильмов в Монреале. Вот так идея Монреаля как места, где начинается путь его фильмов, впервые зародилась в Славиной голове – задолго до того, как он впервые побывал в этом городе.

Необычайный успех «Жидкого неба» тоже начался с Канады – с Монреальского Всемирного кинофестиваля, на котором фильм получил Специальный приз жюри. Слава Монреаль не выбирал. Дирекция фестиваля, увидев фильм в момент, когда он только был окончен, буквально за несколько дней до фестиваля пригласила Цукермана с его картиной. В тот год фильм «Жидкое небо» был единственной лентой, представлявшей США в Монреале. Ни для кого не секрет, что канадцы, особенно франкоговорящие монреальцы, не очень-то жалуют американскую культуру. Богатый южный сосед представляется им грубияном, лишенным интеллектуального лоска. Даже церемония вручения призов здесь проходит по-французски, без перевода на английский язык. Поэтому успех американского фильма в Монреале особенно ценен.

И вот новый Славин фильм тоже начинает свой путь с Монреаля. И опять Цукерман Монреаль не выбирал – его туда пригласили.

Напомню вкратце, о чем фильм. Надежда Аллилуева (1901-1932) вышла замуж за 39-летнего Сталина, когда ей было 16 лет. За 14 лет их совместной жизни Сталин из мало кому известного революционера превратился в абсолютного диктатора страны, почти полубога, чьи портреты заменили иконы в крестьянских избах. Однако фантастическая карьера Сталина не принесла счастья его жене. До сих пор большинство событий трагической биографии Надежды Аллилуевой окружено туманом тайны, до сих пор историки гадают, покончила она жизнь самоубийством или была убита мужем. До сих пор никому не удалось опровергнуть многие легенды об Аллилуевой, даже столь фантастические, как та, что Сталин в действительности был отцом своей жены. Фильм Славы Цукермана – попытка проникнуть в тайны недавнего прошлого.

Премьера в Монреале – начало пути «Жены Сталина» по экранам мира. Каким-то непонятным образом новая картина Цукермана, имеющая прямое отношение к раскрытию тайн, стартует там же, где стартовали уже несколько фильмов, явившихся вехами в Славиной жизни. Не знаю, как вам, мне такое совпадение кажется таинственным и полным особого смысла.

www.utro.ru

*