Количество российских авикомпаний гражданской авиации впервые снизилось до отметки ниже 200. В частности, на сегодня в стране работают 199 авиаперевозчиков, причем только за последние 7 месяцев этого года за выявленные нарушения было аннулировано 17 свидетельств эксплуатантов, сообщил недавно руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Нерадько.

Кстати, Ространснадзор — новый орган, который будет следить за безопасносгью в сфере гражданской авиаций, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильных перевозок. К тому же на него возложены обязанности наблюдения за железнодорожным движением. Впрочем, по мнению экспертов, все же одной из главных задач новоиспеченного ведомства станет выработка новых жестких требований, что в свою очередь коснется и авиационного транспорта.

По мнению Александра Нерадько, новая Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет важное значение, поскольку во многом устаревшая транспортная инфраструктура, долгие годы существующая в состоянии недофинансирования, в настоящее время нуждается в постоянном контроле за безопасностью ее функционирования.

Надо отметить, что самое большое количество авиакомпаний в России было в 1993 году, их насчитывалось 393. В1999 году крупные перевозчики выразили недовольство и обратились к Минтрансу с просьбой принять меры к мелким авиакомпаниям, которые приходили на рынок в разгар массового спроса на авиаперевозки, то есть с мая по сентябрь. Что же касается осенне-зимнего периода, то мелкие авиакомпании ухолили с рынка. Обслуживать убыточные маршруты оставались только крупные перевозчики. Минтранс в свою очередь проверил большинство авиакомпаний, в результате чего многие лишились летных сертификатов из-за нарушения норм безопасности полетов. В ту пору Александр Нерадько отмечал, что сокращение является не самоцелью, а способствует вытеснению с рынка недобросовестных авиакомпаний. В 1999 году авиакомпаний насчитывалось уже 328.

Вновь созданная служба ФСНСТ в ближайшее время займется разработкой новых требований к авиакомпаниям. Впрочем, это понятно, поскольку постоянное продление ресурсов летной годности старых самолетов советских времен приводит к повышенному риску катастроф. А посему вполне вероятно, что в ближайшее время появятся более жесткие требования к продлению летной годности судов и их сертификации.

Между тем уже сейчас, по словам главы ФСНСТ, обязательным требованиям для новых воздушных судов является наличие видеокамеры на борту. Если это требование будет предъявлено для всего воздушного парка, то, вероятнее всего, в первую очередь для мелких авиакомпаний это может стать непосильными тратами.

Надо отметить, что не осталась без внимания и авиация общего назначения. С 1 января 2005 года ужесточаются требования к авиации легкого назначения. А именно, пилоты должны будут получить сертификат государственного образца, а воздушные судна должны будут пройти проверку в специально аккредитованных государственных центрах.

На самом деле специалисты считают, что сокращение количества авиакомпаний, консолидация авиабизнеса позволит повысить их эффективность и качество предоставляемых услуг. Процесс объединения, по прогнозам чиновников, приведет к сокращению числа авиакомпаний до 35.

Между тем председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов заявил, что намерен внести в Госдуму законопроект о монополизации пассажирских авиаперевозок в России. По его мнению, это позволит иметь больше финансовых возможностей для обновления авиапарка, сервисного обслуживания самолетов и лучшей организации полетов. Однако монополизация пассажирских авиаперевозок может быть чревата последствиями, о чем свидетельствует опыт других западных стран. Так, крупнейшая авиакомпания Британии «Бритиш эйруэйз», которая является государственным монополистом, буквально на днях сорвала 25 рейсов в ряд европейских стран и США. Несколько тысяч пассажиров вынуждены были остаться в аэропорту Хитроу. Были отменены или задержаны десятки внутренних и международных рейсов. Хотя авиакомпа¬ния и пыталась пересадить часть пассажиров на альтернативные рейсы, но большинство их провели ночь па своих чемоданах прямо в Хитроу. Британская авиакомпа¬ния «Бритиш эйруэйз» объяснила происшедшее нехваткой персонала и техническими неполадками. Выходит, что и у крупных монополистов бывают сбои.

Кстати

Министр финансов РФ Алексей Кудрин выступает против создания в России единой авиакомпании. «Я не считаю целесообразным создавать монополиста на рынке», — сказал он.

Он отметил, что во многих странах, где была единая авиакомпания, наблюдается обратный процесс, который стимулирует конкуренцию на рынке. Касаясь вопросов безопасности, министр финансов отметил, что они не связаны с количеством авиакомпаний и достигаются другими мерами.

«Российская газета» №33 (474) 31.08.04

*