Исполнился год со дня трагедии на танкере «Виктория». Напомним, что, когда судно стояло у причала нефтеналивной базы «Ортини» в г. Октябрьск, во время загрузки, при почти заполненных танках произошел взрыв паров нефти. В этот момент в танкере находилось около двух тысяч тонн нефти и две тонны краски. Возникший в результате взрыва пожар тушили больше трех суток. До сих пор Октябрьску так и не удалось получить ни рубля в счет компенсации причиненного городу и его жителям вреда. И вот, через год после ЧП мэрия Октябрьска собирается подать иск в суд к английской компании «Терра Нова», застраховавшей судно «Виктория».

Осенью 2003-го нанесенный от пожара ущерб оценили в 5 миллионов долларов. Однако страховщики компании «Аншип», которой принадлежал сгоревший танкер, засомневались в масштабах экологической катастрофы. Между тем, властям города пришлось самостоятельно искать средства на очищение Волги от разлившейся нефти, восстановление береговой линии и пляжа. Сегодня в волжской воде возле Октябрьска не встретишь рыбы, сохнут деревья, после пережитого мучаются здоровьем люди…

Пожару на «Виктории» была присвоена высшая категория сложности. Сначала с ним пытались справиться сами сотрудники нефтебазы, однако ситуация вышла из-под контроля. На место ЧП стянули силы Сызранского, Самарского и Тольяттинского гарнизонов. Одновременно три пожарных катера приступили к ликвидации возгорания с воды. В общей сложности, к тушению пламени было привлечено около 500 человек. Бороться с огнем помогали и специалисты из нефтяных компаний. В процессе тушения танкера пары нефтепродуктов продолжали взрываться. Погиб один матрос, еще один член экипажа серьезно пострадал, двое пожарных получили ожоги и были госпитализированы. Власти Октябрьска и Сызрани разработали план эвакуации жителей на случай взрыва емкостей с нефтью. Ситуация осложнялась тем, что огонь перекинулся на нефть, разлившуюся вокруг танкера. Пожар был потушен только после восьмой пенной атаки. Для недопущения попадания нефтепродуктов в акваторию Волги вокруг «Виктории» было установлено несколько рядов боновых заграждений. Даже после окончания пожара из отверстий сгоревшего судна еще долгое время продолжала вытекать нефть. По словам очевидцев, «около 250 метров береговой полосы в районе пожара превратились в болото из нефти, перемешанной с пеной». Нефть, покрывающую воду вокруг танкера, собирали специальные нефтесборники. По берегу разбросали солому, чтобы впитала нефть.

В результате утечки нефти из «Виктории» на Волге образовалось пятно площадью 150 кв. метров, достигающее в длину километра. По береговой зоне участок загрязнения составил около 17 километров, шириной от 50 до 500 метров.

Как было установлено во время расследования инцидента, пожар возник по причине взрыва паров нефти в машинном отделении танкера. В результате загорелось дизельное топливо, и огонь быстро охватил всю «Викторию».

После пожара, оценивая масштабность экологической катастрофы, председатель регионального экологического общества Анатолий Виноградов сказал: «Хорошо еще, что судно перевозило легкую нефть, которая не тонет в воде. Если бы там была нефть, не прошедшая первую стадию обработки, то 80% ее ушло бы под воду, причем половина осела бы на дне, а другая рассредоточилась по толще воды». По прогнозам координатора энергетического департамента «Гринпис» Владимира Чупрова, «даже при том, что Волга крупная река, способная к самоочищению, на восстановление прежнего ее состояния должно уйти несколько лет». В сентябре 2003-го экологи предсказывали: насыщенная мазутом корка покроет пойменные луга, воздух и влага не будут проникать в почву, а в результате на территории, прилегающей к месту катастрофы, не будет расти трава. В Волгу и землю попал углеводород, поэтому есть рыбу из отравленной реки, пить молоко от коров, которые паслись на зараженных лугах, опасно. По мнению представителей «Гринпис», после пожара на «Виктории» среди местных жителей неизбежно увеличится количество онкологических больных.

Во время и после ЧП особенно тяжело приходилось сердечникам и астматикам: лекарства с полок аптек больные люди сметали моментально. Три дня над Октябрьском висел темно-серый смог, а в воздухе ощущался сильный запах гари. Пока гарь не осела и не развеялась ветром, медики советовали октябрьцам дышать через марлевые повязки и респираторы. Тогда же были зарегистрированы пострадавшие с ожогами верхних дыхательных путей…

В сентябре 2003-го бывший вице-губернатор Самарской области, председатель областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Виктор Казаков заявил, что пожар на танкере «Виктория» – это за последнее время крупнейшая катастрофа в регионе. «В любом случае владельцу судна будет выставлен штраф за нанесенный ущерб — такой аварии прощать нельзя», — сказал Виктор Казаков.

На компанию «Аншип», зарегистрированную в Махачкале, заведено уголовное дело, которое скоро рассмотрят в суде Октябрьска. Владельца судна обвиняют в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Глава администрации г. Октябрьска Виктор Станотин говорит, что у него есть своя версия случившегося на танкере: «Виной всему – человеческий фактор. Кроме нефти, там было еще две тонны нитры. А это сильнейшее испарение. Такая краска воспламеняется легче всего, т.к. это легкие фракции. Как это принято на судах, на стоянках что-то подкрашивают. Вот они и подкрашивали. Но зачем это было делать во время заправки танков нефтью?!». Если суд признает, что работники компании «Аншип» виновны, то им грозит лишение свободы и запрет занимать определенные должности. Кроме того, в этом случае судовладельцу придется отвечать и за гибель во время пожара вахтенного матроса.

Теперь на очереди – иск администрации Октябрьска к английской компании «Терра Нова» о возмещении ущерба. До сих пор в казну города не поступило ни копейки в качестве компенсации за вред здоровью жителей Октябрьска и окружающей среде. Страховщики фирмы «Аншип» платить не спешат. Виктор Станотин так рассказывает о визите представителя «Терры Новы» в Октябрьск: «Он говорит мне: «Природа справится со всем этим сама. И все!» Это просто какие-то негодяи, отвязные люди, у которых вместо глаз — одни доллары! Я задал встречный вопрос: «Только представьте, что было бы, если бы там, у Вас, в Вашей Англии хоть что-то подобное случилось? Вы бы так себя повели?! Да Вас и всю Вашу компанию на следующий день разорвали бы!».

Если иск к английской компании, который готовит Виктор Станотин, будет удовлетворен, то «Терра Нова», отказавшаяся от своих обязательств, обязана будет возместить расходы Октябрьска на восстановление береговой линии, пляжа и очистку Волги от нефти. Часть от взысканной по суду суммы должна будет пойти на заработную плату людям, которые вели аварийно-спасательные работы.

Кстати, в сентябре 2003-го саму «Викторию» удалось спасти. От взрыва у судна лопнула обшивка корпуса, при пожаре сгорели судовые постройки, но в общем танкер уцелел. «Викторию», стаж плавания которой составляет 20 лет, при помощи двух катеров оттранспортировали в Астрахань. Там и по сей день танкер стоит на ремонте.

Сергей Ишков

Русский курьер № 361 2004-08-31

Русский курьер

*