По мотивам его произведений снят фильм, который назван первым отечественным блокбастером. Судя по всему, слава Сергея Лукьяненко только начинается: скоро «Ночной дозор» увидит Америка, а чуть позже будет снято продолжение русского киночуда.

— Уже второй месяц «Ночной дозор» с триумфом идет в кинотеатрах страны, собирая огромные массы зрителей, а также невиданные для отечественного проката суммы. Фантастику в нашей стране экранизировали мало и раньше, и сейчас. Как вы думаете, в чем причина? Из-за того, что мы не могли похвастаться компьютерными достижениями?

— В основном, конечно; дело в этом. Современная фантастика — достаточно яркое, красочное действие, наполненное Спецэффектами на экране, соответственно, снимать кино так, как снимали его у нас лет двадцать назад, нельзя. Снимали хорошо, но снимали исключительно на энтузиазме, а так сейчас работать невозможно. И поэтому потребовался фильм «Ночной дозор», потребовал; особый подход, чтобы начать съемки на другом уровне.

— Многие утверждали, что «Ночной дозор» есть наш некий ответ Голливуду, какое-то стремление переплюнуть его. Кстати, почему все считают, что Голливуд — это хорошо и что только это качественная продукция? Вы другого мнения?

— Скажем, де-факто голливудские фильмы — это некий стандарт, образчик современного кино. Это не означает, что нет другого кино, это не значит, что только в Голливуде снимают хорошие фильмы, но Голливуд реально аккумулирует большие средства, яркий актерский и режиссерский состав. Конечно, равняться на Голливуд и смотреть на него надо — это бесспорно. Произведенные в Голливуде фильмы собирают зрителей по всему миру — это показатель. И не было такой цели — дать наш ответ Голливуду. Цель была создать свой фильм, но с учетом этих мировых стандартов.

— А не было ли у вас споров с режиссером по поводу психологической стороны картины? Не хотелось больше остановиться на личности героев, их отношениях? Многие посчитали это минусом фильма.

— Формат фильма диктует свои условия — либо требуется делать упор на психологию, на общение, на взаимоотношения персонажей, либо требуется создавать динамичное кино, где, в общем-то, идет некоторое упрощение сюжетов и персонажей. Поскольку цель была — создать блок-бастер, то психологизмом пришлось пожертвовать. Это неизбежно. Формат двухчасового фильма не позволит вместить все.

— Значит, и в следующей части будет все так же?

— Нет, в продолжении будет все по-другому. Там есть более развернутые сюжетные линии, характеры, взаимоотношения персонажей, то есть второй фильм получился более камерным.

— Главную роль • Антона Городецкого — сыграл Константин Хабенский. Насколько он справился с ролью и большой ли выбор актеров был на этот образ?

— Это была прерогатива режиссера, и роль изначальна была отдана Хабенскому, но мне кажется, он сделал очень интересный образ, который в чем-то отличается от образа книжного. Но у кино свои законы, свое мироощущение и понимание героев.

— А кто, по-вашему, удачнее других вписался в образы героев?

— Я разумеется, отметил бы игру Золотухина, Чадова и еще, как ни странно, игру Лагутенко. Все темные персонажи, вампиры получились на редкость убедительными и интересными, но это обычная ситуация любого кино, что негативные и отрицательные образы всегда выглядят более яркими и интересными для зрителей, ноя бы не хотел говорить «привлекательные», потому что это все-таки образы негативных людей.

— А вас не смущает заметное присутствие рекламы в фильме, ведь там мелькают далеко неспроста МТС, Nokia, Nescafe?

— Ha днях я посмотрел американский фильм «Я — робот», снятый якобы по Азимову, но от Азимова там осталось очень немного. Там герой достает свои кроссовки, нежно на них смотрит, едва ли не целует, а потом этот же герой в разговоре говорит: «Видите, какие у меня качественные кроссовки. Эта модель была выпущена в 2004 году и называется так-то», — и едва ли не называет цену, по которой их можно купить в магазине. Это происходит на протяжении всего фильма! И я бы хотел спросить тех, кто критикует фильм «Ночной дозор» за Nescafe или еще что-то, не смущает ли их реклама из «Я — робот» — лобовая, агрессивная, которая постоянно присутствует во всех западных фильмах? Здесь, наверное, ситуация такая, что в наши фильмы раньше никто не пробовал вставлять рекламу, потому что мало кто их смотрел.

— Некоторые зрители, выходя из кинотеатра, сходились во мнении, что российскому человеку нужно несколько другое кино. Но ведь ваш фильм снят в определенном жанре и делать какую-то универсализацию было бы неуместно, не так ли?

-Универсального фильма просто не существует! Не существует универсальной книги, универсальной правды, универсальных жизненных ценностей! Такого фильма нет, и что мы ни возьмем — классику, доброе или злое кино- все равно у него найдутся противники и сторонники. Но «Ночной дозор» посмотрело более четырех миллионов человек — это весь активный контингент кинозрителей, и все, кто ходит в кино, на «Ночной дозор» сходили, плюс некоторая часть тех, кто не был в кино долгие годы и с большим удивлением обнаружил, что в кинотеатрах хороший звук, хорошая вентиляция, яркие краски на экране.

— А можно ли такого же успеха добиться с отечественной мелодрамой, если ее раскручивать так же, как «Ночной дозор»?

— Конечно, можно! Зритель есть у любого жанра, и мы знаем, что «Титаник» – типичнейшая мелодрама, пусть и с какими-то глобальными эффектами — стоит по сборам рядом с «Властелином колец» — это один из примеров популярнейшей в мировом масштабе мелодрамы! Разумеется, любое кино интересно, если оно затрагивает зрителя.

— Главное в ваших книгах борьба Добра и Зла. Они равносильны в нашем мире?

— Нет разумеется, нет! Если так ставить вопрос, то я, конечно, пошел бы в ночной дозор! Я просто считаю, что совершенно четкой границы -рельефной, контрастной — между Добром и Злом, Светом и Тьмой нет. Точнее, она, может быть, бывает недостаточно редко она выражена так, что можно сказать, что здесь абсолютное добро, а здесь абсолютное зло.

— Вы как-то сказали, что пишете в жанре социальной фантастики,,,

-.Я пишу в жанре интересной фантастики! А социальная фантастика, надеюсь, есть во многих моих книгах, это тот вид для читателя, которого интересует общество, интересует человек, интересуют взаимоотношения человека в обществе, а не то, как устроен двигатель в звездолете или как маги произносят свои заклинания.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Конечно, читателей эпизодических у фантастики больше, но надеюсь, что после выхода «Ночного дозора» поклонников у фантастики прибавиться, и не только моих книг. А всем своим читателям хочу пожелать, чтобы я вас никогда не разочаровывал.

«Репортер» №33 (249) 27.08.04

*