Экран — полеты наяву. День российского кино
День российского кино. Это — повод расположиться на диване перед телевизором или насладиться фильмом на большом экране в уютном кинотеатре. Хотите сказать, что там нечего смотреть? Ну, с этим можно поспорить. А чтоб не сорить пустыми словами, мы обратимся к мнению авторитетного, эстета, знатока кино, заместителя директора ГУП «Облкинопрокат» Самарской области Михаила Куперберга.
Кино отражает основные моменты нашей жизни, наши мечтания, фантазии, переживания. Это объясняет непостоянство, пестроту и скачкообразное развитие российского кино. Ведь умом Россию не понять, это нужно видеть. А наглядно оценить достоинства и недостатки нашего кинематографа в сравнении с западным стало возможным, даже не выезжая за пределы Самары. В. областной столице более семи достаточно крупных кинотеатров («Самара», «Звезда», «Шипка», «Современник», «Огонек» и др). Среди них государственный центр российской кинематографии «Художественный», где наряду с популярными, массовыми фильмами в рамках различных социальных проектов («В кино всей семьей», «Фильм на все времена», «Кино детям» и т.д.) показывают классику, документальное кино, шедевры советского кинематографа. Для ценителей серьезного и интеллектуального кино действует «Ракурс». То есть выбор и условия есть, главное, было бы желание. И, судя по объемам продаж билетов, народ в кино ходит.
Сэмюэл Голдвин когда-то сказал, что «кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно». А, как известно, темнота — друг молодежи. Именно молодежь и является основным зрителем и «заказчиком». А потребности у большинства сводятся, по словам Михаила Куперберга, к «интер-тейнманту», то есть развлечениям во всех доступных дозах.
Самыми «кассовыми» фильмами этого года стали лидер кинопроката «Ночной дозор» (15310000 млн. долларов), «Человек-паук 2», «Властелин колец», комедия «Даже не думай -2» и множество других менее эффектных фильмов. Говорить, что у современного зрителя плохой вкус, думаю, не стоит. Просто массовая культура, безграничная свобода, желание расслабиться притягивают большую часть людей к американским фильмам, которые Михаил Куперберг оправданно сравнил с аттракционом, когда получаешь минутные ощущения и тут же забываешь.
В то же время глубокие фильмы и мыслящие люди есть везде, и обидно, конечно, если, их число сократится под воздействием массового искусства.
В российском кинематографе 2004-й год ознаменовался выходом новых качественных фильмов. Это «Водитель для Веры» Павла Чухрая; «72 метра»; «Папа» Владимира Машкова, который пройдет в «Художественном» в сентябре 2004, и другие. То есть российское кино все же зажигает свои звезды. И это несмотря на резкий контраст условий деятельности: партийная цензура сменяется беспредельной свободой, а государственное финансирование «самовыживанием». Но мы не Запад, все выдерживаем. У Российского кино все золотые годы впереди. Тем более что сейчас государство отчисляет гораздо больше средств на развитие кинематографа.
Многие жители Самары и других регионов с нетерпением ждут кинофестивалей, таких как «Новое кино России», «Японское кино», где они получают возможность посмотреть действительно стоящие фильмы, почувствовать язык кино, человеческую интонацию. И с особым трепетом истинные эстеты воспринимают работы российских режиссеров. Отрадно видеть в репертуаре кинотеатров детские картины. Самарское отделение Союза кинематографистов России в здании «Художественного» периодически проводит Международный фестиваль «Кино — детям», где юный зритель может увидеть лучшие детские фильмы и мультфильмы разных стран. По осени сюрпризы ожидают не только мальчишек и девчонок, но и их родителей. В сентябре-октябре этого года пройдет Неделя культуры Германии в Самарской области.
День кино — это наш общий праздник, потому что каждый из нас по жизни — актер, только в своем фильме.
«Волжская коммуна» №159 (25216) 27.08.04
*