Шок, который испытали жители США после 11 сентября 2001 года, разорил американские авиакомпании, заставив граждан пересесть на автомобили и пароходы. Катастрофы и теракты в России до сих пор не приводили к кардинальным изменениям в сознании и поведении населения. Однако на этот раз все может быть по-другому.

Несчастье

Две крупные авиакатастрофы произошли на территории России. Под Тулой в 22:56 во вторник упал самолет «Ту-134», следовавший рейсом Москва-Волгоград. На его борту находились 35 пассажиров и 8 членов экипажа. Практически в то же время, в 22:59, под Ростовом-на-Дону пропал с радаров самолет «Ту-154». Лайнер выполнял рейс Москва-Сочи. На его борту находились 44 человека, включая экипаж. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Как сообщил глава МЧС Сергей Шойгу в эфире НТВ, найдены тела всех погибших. Обнаружены также все четыре бортовых самописца. На месте катастрофы работает оперативно-следственная группа ФСБ, МВД и прокуратуры.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов высказал предположение, что одновременные катастрофы двух авиалайнеров в Тульской и Ростовской областях могут быть «синхронизированным терактом, проведенным хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе».

Официальный представитель Центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко заявил, что ФСБ не располагает данными о том, что разбившиеся самолеты были кем-то захвачены. Однако на всякий случай во всех аэропортах России усилены меры безопасности.

Страх полета

Многие боятся летать на самолетах. Одни боятся высоты, другие — замкнутого пространства. Кому-то не нравится, что уши закладывает при посадке, кому-то — что ноги некуда вытянуть. Но большинство с тревогой вспоминают сообщения об авиакатастрофах и захвате самолетов террористами.

Страх авиаперелетов — одна из самых распространенных человеческих фобий. По словам психолога из Бостонского университета Тома Коттла, она усугубляется тем, что воздушные путешествия вызывают много поводов для раздражения. Это и духота, и теснота, и нарушение суточного ритма. К тому же самолет — это одно из немногих мест, где свободному человеку непрерывно указывают, что делать и чего не делать: сдать багаж, пристегнуть ремни, не вставать, не курить.

В последние несколько лет полеты стали гораздо более доступными, но вместе с тем и менее комфортными. Самолеты переполнены, сиденья узкие и неудобные, питание плохое, в аэропортах бесконечные очереди и постоянные задержки рейсов, связанные с повышенными мерами безопасности.

В результате многие американцы вообще отказываются летать, предпочитая путешествовать по стране на автомобилях. Авиакомпании несут колоссальные убытки, многие рейсы отменяются, а на оставшихся введен жесткий режим экономии. Некоторые авиакомпании честно предупреждают пассажиров перед полетом, чтобы они не рассчитывали на роскошный обед и заранее подкрепились в буфете. Зато бурный рост переживает пассажирское морское пароходство — теперь на отдых в соседнюю Мексику американцы предпочитают добираться вплавь.

Посттравматический стресс

После 11 сентября 2001 года многие в США заговорили о том, что «мир стал другим», наступила «новая эпоха», что мир никогда больше не будет прежним. Это ощущение кардинального изменения картины мира очень характерно для сильного душевного потрясения, которое в медицине принято называть посттравматическим стрессом. Неожиданно попав в ситуацию непосредственной угрозы жизни или став зрителем подобной ситуации, человек, как правило, лишается большинства своих психологических защит. Он больше не может чувствовать себя неуязвимым, не может вытеснять из своего сознания те опасности и угрозы, которыми чревата любая человеческая жизнь.

После взрывов домов в Москве жители города создавали отряды самообороны, бдительные бабушки обследовали подъезды и подвалы жилых домов, жильцы устраивали добровольные дежурства. После теракта в московском метро усилились меры безопасности — число милиционеров на время приблизилось к числу пассажиров. А после захвата «Норд-Оста» мюзикл перестал быть самым модным театральным жанром столичной публики.

Однако с течением времени этот шок проходит, а с ним — и повышенная бдительность. Привычные заботы отвлекают большинство людей от того ужаса, который приоткрылся им на мгновение в тот момент, когда они наблюдали в новостях, как спасатели извлекают трупы из-под обломков упавших самолетов или разрушенных зданий.

В первые дни после катастрофы люди особенно нуждаются в психологической поддержке. Руководитель Московского городского Центра экстренной психологической помощи Екатерина Викторовна Бурмистрова рассказала корреспонденту Медновостей, что в настоящее время с родственниками погибших работают специалисты МЧС и городские медицинские службы.

«Мы сейчас принимаем тревожные звонки от населения, но массовой паники пока не наблюдается, — утверждает госпожа Бурмистрова. — Это связано с сезоном отпусков и с тем, что катастрофы произошли далеко от города. На эмоциональную реакцию влияет пространственная близость к очагу, а также эмоциональная близость к жертвам катастрофы. Большой вклад в нагнетание психологической напряженности после терактов вносят СМИ: неверное освещение событий может посеять панику».

Екатерина Бурмистрова подчеркнула, что реакция каждого человека на трагические события индивидуальна и определяется его характером и конкретной ситуацией. Например, нельзя однозначно сказать, как отреагируют на случившееся те люди, которые зарегистрировались, но не сели на роковой рейс. У кого-то может возникнуть тотальный страх полетов, другой станет фаталистом, уверует в свою счастливую звезду или в свой «внутренний голос». Кто-то станет суеверным, начнет обращаться к гадалкам, а кто-то обратится к религии.

Чужая смерть

Как известно, человек — единственное существо, способное осознать собственную смертность. И это сознание чрезвычайно мучительно. Одна из главных задач, которые решает любая культура, — это борьба со страхом смерти. Причем разные культуры прибегают здесь к разным методам. Самый, по-видимому, древний и по-прежнему действенный — это религия. Большинство религий обещают загробное существование в той или иной форме, и чем искреннее человек верит в него, тем меньше боится собственной смерти.

По мере ослабления религиозного сознания с его надеждой на загробную жизнь потребность в вытеснении страха смерти в западной культуре становится все острее. Кладбища выносятся за городскую черту; люди отправляются умирать в больницы, подальше от родственников, которые не в силах вынести зрелище смерти во всей его неприглядности; детям до определенного возраста не сообщают о смерти их родных, предпочитая расплывчатые отговорки типа «бабушка уехала далеко-далеко», «мамы больше с нами нет» и т.п.

Западная наука продлевает жизнь с помощью новейших медицинских достижений, западное правовое государство защищает граждан от преступников и беззакония властей, а западная индустрия развлечений отвлекает его от грустных мыслей, не позволяя ни на минуту задуматься о бренности своего существования.

В результате человек становится уязвим и беззащитен перед смертью, о которой он не привык думать и от которой он так хорошо защищен медицинской страховкой, системой государственной безопасности, консьержкой в подъезде и полицейским на перекрестке. Даже те кровавые боевики и триллеры, которые мы смотрим по телевидению, как это ни парадоксально, призваны заглушить страх смерти. Они внушают мысль, что смерть случается только в кино, что смерть всегда «чужая» и «ненастоящая».

Эта уловка «чужой смерти», смерти, которая не имеет никакого отношения ко мне и к таким как я, а касается только других (стариков, бедняков, третьего мира и т.п.) не срабатывает в тот момент, когда происходит нечто подобное вчерашней двойной авиакатастрофе или событиям 11 сентября. Каждый, кто мог бы оказаться на месте погибших, невольно ставит себя на их место и ужасается собственной незащищенности.

Но это происходит только в том случае, если до этого человек чувствовал себя в относительной безопасности, если все механизмы вытеснения смерти, присущие западной культуре, оказывали на него свое убаюкивающее воздействие. И если для большинства американцев это действительно верно, то для большинства россиян это не так.

А нам все равно…

Подавляющее большинство россиян обращает мало внимания на катастрофы и теракты. Мы продолжаем ездить отдыхать в Египет, радуясь тому, что после терактов цены на путевки снижаются. Наших специалистов приходится силой эвакуировать из воюющего Ирака — им жаль бросать высокооплачиваемую работу под пулями.

По данным опроса, проведенного сразу же после захвата зрителей «Норд-Оста», 70% москвичей не собирались предпринимать каких-либо мер безопасности в связи с этим событием. В обычное время угроза теракта и вовсе беспокоит не более 6% россиян, куда больше озабоченных собственным безденежьем, проблемами со здоровьем и веерным отключением электроэнергии.

По сообщению РИА «Новости», пассажиры авиакомпаний «Сибирь» и «Волга-Авиаэкспресс», самолеты которых потерпели катастрофу, не отказываются от запланированных поездок. «Отказов немного — единицы, — сказала сотрудница авиакомпании «Сибирь». — Ни один рейс не отменен».

У компании «Волга-Авиаэкспресс» было запланировано два рейса в Волгоград. Однако утренний рейс был отменен «в связи с вчерашними происшествиями», сообщила сотрудница компании. При этом никто не сдал своего билета, а один пассажир даже кричал и возмущался, почему отменили рейс.

Этот «пофигизм» можно объяснить тем, что, в отличие от жителей благополучных западных стран, за последние 10 лет жители России пережили столько потрясений, что давно уже утратили то, что психологи называют «базовым доверием к миру». Это бессознательное внутреннее ощущение, что все будет хорошо, которое складывается у ребенка в первые годы жизни и которое помогает преодолевать все последующие трудности и невзгоды.

Базовое доверие к миру разрушается, когда кардинально меняются образ жизни и правила поведения, усвоенные с детства и приносившие успех на протяжении долгого времени. Для большинства россиян чувство, что «мир изменился» и «жизнь никогда больше не будет прежней» наступило значительно раньше, чем для американцев. Они уже пережили его после того, как обесценились их сбережения, остановились предприятия, на которых они работали по 30-40 лет, а страна, в которой они выросли, распалась на отдельные воюющие друг с другом регионы. Они пережили его после политических событий 1991 и 1993 годов, после дефолта 1998 года и взрывов домов в 1999.

Однако за последние несколько лет граждане начали привыкать к стабильности в политике и экономике. А значит, любое нарушение привычного течения жизни способно породить страх и тревогу. Возможно, нынешняя двойная авиакатастрофа напугает россиян так, как не смогли напугать взрывы домов, теракты в московском метро и захват «Норд-Оста».

mednovosti.ru

*