Мы не сеем и не пашем…
Еще в начале девяностых годов в Ставропольском районе ежегодно огромные поля были заняты картофелем. Сегодня все иначе.
Раз картошка, два картошка…
Еще в начале 90-х годов только в совхозе имени Менжинского Ставропольского района картофельные плантации занимали по шестьсот и более гектаров. Огромные поля по традиции застойных лет возделывались в совхозе имени Луначарского, в Хрящевке, других хозяйствах района. На уборку выгонялись тысячи студентов, старшеклассников. Существовала разнарядка и для промышленных предприятий по направлению на картошку людей и транспорта.
Кроме общегосударственной борьбы за урожай, практически все организации и учреждения города брали по весне для своих сотрудников землю под картошку. И профсоюзный актив старательно делил поле на сотки, ставил колышки с фамилиями, затем организовывал на ведомственном транспорте выезды — на посадку, на борьбу с колорадским жуком, на копку…
Как сообщил нам Николай Алюсов, главный агроном АПК «Лада», в этом году на землях Ставропольского района силами агропредприятий засеяно всего 1100 гектаров картофеля. Площади, отведенные под эту культуру на дачах и частных огородах, подсчитать, конечно, нельзя. Зато известно, что в отличие от былых времен жителям Тольятти земля «под картошку» не выделялась. Спроса нет.
Отсутствие его понятно. Осенью прошлого года в период наибольшего падения цен килограмм картофеля, привезенного из Ульяновской области, в Тольятти стоил четыре рубля. В то же время средний урожай, снимаемый любителями с одной сотки, составляет около центнера. Всего, значит, на четыреста рублей. Для того чтобы его получить, картофельные ряды требуется регулярно окучивать, опрыскивать… Можно, конечно, и больше вырастить — центнера под два. Но с большими затратами на хорошую семенную картошку. Да и трудов требуется уйма. Все больше горожан начинают понимать, что купить — проще.
Старики…
Однако некоторые категории граждан (в первую очередь пенсионеры) усиленно стремятся все-таки сажать собственную картошку, совершенно не поддаваясь рациональным увещеваниям детей и внуков. Очень немногие просто ощущают «тягу к земле», понимая, что много денег этим не сэкономят. Остальные жалуются на слабое здоровье, на плохих детей и внуков, не желающих помочь, но с неослабевающим упорством продолжают год за годом воевать со своими пятью сотками. И по-прежнему уверены, что их тяжелый труд позволяет сэкономить немало денег.
Ярким примером подобного типа поведения являются жители Комсомольского района, засадившие картофелем свой огород у свинокомплекса «Поволжский», пенсионеры Михаил и Мария Лаптевы, с которыми побеседовал корреспондент ИА «АРиА».
Корр.: Вы засеяли картофелем восемь соток. Собираетесь получить, насколько я понимаю, около тонны картофеля. Зачем вообще вам двоим столько картошки?
Михаил Лаптев: Так мы не только о себе заботимся. Детям, внукам картошку даем…
Корр.: А они вам помогают в полевых работах?
Мария Лаптева (обиженно): Нет. Говорят, мы и себе, и вам купим столько картофеля, сколько надо. Обленились все, копейку не берегут. А у нас уж и здоровья-то нет работать…
Корр.: Весь ваш урожай будет стоить четыре-пять тысяч рублей. Неужели это так много?
Михаил Лаптев: Конечно. У нас пенсии по две тысячи.
И молодые…
Лаптевы, наведавшиеся в поле для того, чтобы накопать пару мешков молодой картошки, оставив дорастать остальное, ожидали своего зятя, Александра Яковлева, который должен был приехать за ними. И сам зять, и дочь Лаптевых Елена относятся к затее стариков резко отрицательно.
Елена Яковлева:
— Экономии на самом деле практически нет. Как ни бьемся с ними, на калькуляторе подсчитывая все расходы и сравнивая с ценой картофеля на рынке, — эффекта никакого. Восемьсот рублей они весной отдали за аренду земли, еще пара сотен ушла на покупку химикатов для опрыскивания… Ездят они сюда, правда, бесплатно, как пенсионеры. А нам теперь помогать им урожай убирать да еще за несколько рейсов вывозить картошку эту…
Александр Яковлев:
— Мы живем в Автозаводском районе, прокатиться сюда и обратно для нас — почти сотня километров. А тестя с тещей надо возить регулярно, на автобусе они не всегда могут поехать: то лопаты с мотыгами им вези, то урожай помогай в погреб доставить… На одном бензине тратится куча денег. Я уж не говорю о том, как они убивают время, силы и здоровье. Они, впрочем, дети войны. У всего этого поколения, по-моему, стремление завалить весь дом запасами на зиму в размерах, не поддающихся съеданию, неизлечимо. Приходится с этим мириться. Не злиться же, в самом деле, на стариков.
В подобном конфликте поколений в качестве одной из сторон наверняка принимали (и принимают) участие многие тольяттинцы. Особенно разгорелись они в последние годы. И это, наверное, даже хорошо. Раз уж в России выросло поколение, которое чувствует себя спокойно даже без стратегического запаса собственной картошки, — жизнь налаживается.
Справка
Урожайность картофеля на полях крупных сельхозпредприятий при соответствующих агрономических работах значительно превышает таковую на частных огородах. Рекорд Самарской области — почти 500 центнеров картофеля на гектар — принадлежит совместной российско-германской фирме «Самара-Солана». В Ставропольском районе урожаи, превышающие 300 центнеров на гектар, нередки в Луначарском и Хрящевке. При этом трудозатраты на производство одного центнера гораздо ниже, чем у занимающегося исключительно ручным трудом частника.
*